Старая Русь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин

Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» , уже по одним размерам своим не могла удаться автору вполне. В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме

— отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая последняя часть поэмы — «Пир на весь мир «, заканчивающаяся знаменитыми словами: » ты и убогая,

ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».

Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом круге галерея образов.

Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, «поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!» Как жаль, что минули «времена боярские», когда «дышала грудь помещичья свободно и легко», и когда Оболт-Оболдуев

мог распоряжаться крепостными свободно:

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню.

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.

А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, «красивых снох пощипывает», осмеивает своих сыновей и их жен. «Господский срок — вся жизнь раба!» Ему, как сладкая музыка, слова бурмистра:

Вам на роду написано

Блюсти крестьянство глупое,

А нам работать, слушаться,

Молиться за господ!

Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью «пропала ласка барская». Истинно счастлив, между прочим, холоп князей У тятиных. Он, как и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж — шаловлив барин.

Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.

Во времена Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Некрасов хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив.

Поэма не закончена. Семь мужиков-странников — символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение многие социальные проблемы того времени. Классовые противоречия ; противоречия в крестьянском сознании ; противоречия между духовностью народа и его невежеством ; противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью.

Так что, эпопея народного поэта интересна традиционностью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.




Старая Русь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин