Стилевые доминанты поэзии Бродского

Характеризуя стилевые доминанты поэзии Бродского, нельзя обойти и специфическую «описательность», которая по обыкновению реализуется через осложненные ассоциативные образы или культурологические реминисценции, своеобразную языковую организацию поэтического текста, которая «балансирует» на грани поэзии и прозы. Важными элементами поэтики Бродского являются: перенос, акцентированные периоды, «каталогизация» как один из основных приемов художественного освоения мира «в себе» и мира «вне себя». «Формальным»

и языковым изменениям в поэтическом наследии Бродского отвечает и качественно новая содержательная наполненность.

Своеобразной «визиткой» раннего Бродского был прозрачный и эмоционально щемящий «Рождественский романс». Построенный на экспрессивно-смысловом повторении ключевых глаголов и эпитетов, с использованием типичных в жизни, но нетипичных в тогдашней поэзии образов, «Рождественский романс «подводил к «непраздничному» выводу: Твой Новый год по темно-синей

Воде в нутре городском плывет в грусти глубокой, словно жизнь начнется снова, будто будут свет и слава, и удачный день, и вдоволь

хлеба, словно жизнь пошатнется вправо, пошатнувшись влево.

Поэт старается «соединить лиризм и философичность русской традиции с монументальностью и действенной масштабностью западноевропейского и американского представления о жизни» . Бродский старался честно отвечать на поставленный вопрос. Наверное, именно отсюда — трагизм его поэтического космоса, который просматривается даже сквозь иронию или сарказм:

Я среди ночи смотрю в окно и думаю о том, куда же зашли мы? От чего мы сегодня более далекие: от православности, а или от эллинизма? К чему мы близки? И что там, в будущем?

Не судилась ли нам теперь иная эра? Которую мы делом общим назовем? И что в жертву ей принести должны?

В эмиграции Бродский издал англоязычный сборник эссеистики «Меньше единицы», в который вошли написанные на заказы издателей предисловия к разным поэтическим книгам. Этот сборник был признан в США наилучшей литературно-критической публикацией года. В эмиграции Бродский много писал, старался популяризировать поэзию в американском обществе.

На чужбине увидели мир его поэтические сборники «В Англии» 1977), «Конец прекрасной эпохи» , «Часть речи» 1977), «Римские элегии» , «Новые стансы к Августе» , «Урания» .

В этих сборниках, по сравнению с поэзиями раннего периода, прослеживается кардинальная эволюция как в плане содержательном, так и в плане формы. После 1972 года поэзия Бродского обогатилась сложными синтаксическими конструкциями, разноуровневой лексикой, большим количеством отделенных определений, осложненной поэтической строфикой. По точному замечанию М. Крепса, «Бродский является новатором не только в тематике, а и в ритме, в рымах, в метафорах, в эпитетах, в отказе от стилистически дифференцированного языка поэзии, и все это новаторство крепко связано с содержанием.

В сущности говоря, именно у Бродского содержание и форма становятся равными составными частями всей структуры поэтического творчества».

В октябре 1987 г. Шведская королевская академия назвала Бродского лауреатом Нобелевской премии по литературе. А в конце 80-х годов стихи Бродского в конце концов начали публиковаться в России, хотя поэт так и не захотел вернуться на родину, поскольку, по его мнению, «нельзя войти в одну и ту же реку дважды, даже если это Нева». Последние годы жизни Бродский провел в Нью-Йорке, тщательно оберегая свою частную жизнь от постороннего глаза. Тем не менее, известно, что он не любил своего дня рождения, а единственным днем рождения, которое отмечал, было Рождество Христово, что в сентябре 1990 г.

Бродский женился на Марии Содзони — итальянке русского происхождения, что в 1993 г. у них родилась дочь Анна, названная так в честь Ахматовой. Ночью 28 января 1996 г. поэт умер в Нью-Йорке, пережив до этого три инфаркта. Его похоронили в Венеции, в городе, который он любил и называл своей второй родиной. Бродский был членом Баварской академии красных искусств, Американской академии и Института искусств и литературы, почетным доктором Оксфордского университета, кавалером ордена Почетного Легиона, лауреатом «Премии гениев» Макартура, Национальной премии литературных критиков, премии «Золотой флорин» . Кроме того, он на протяжении года занимал почетный пост поэта-лауреата Библиотеки Конгресса США, а в 1995 г. получил звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Стилевые доминанты поэзии Бродского