Стихи Лорки второй половины 20-х годов

С каждым годом все острее ощущает поэт неустроенность, несправедливость окружающей его действительности. Его стихи второй половины 20-х годов переполнены ощущением «разлада всех основ человеческого в человеке» , страстной тоской по упорядоченному, гармоничному миру, призывами «любить определенное и точное». Но сам Лорка этой точности и определенности найти не мог.

В состоянии душевного смятения поэт в 1929 г. отправляется в Соединенные Штаты.

То, что Лорка увидел здесь, поначалу ошеломило его своей откровенной, доведенной до

крайнего предела антигуманностью. «Какая-то нечеловеческая архитектура и бешеный ритм жизни, геометрия и ощущение неустроенности. Несмотря на яростный темп жизни, радости там, однако, не сыщешь. И человек, и машина — только рабы времени…»-так позднее сформулировал Лорка свои первые впечатления от Нью-Йорка. Таким этот город предстал и в книге стихов «Поэт в Нью-Йорке» .

Как справедливо писал Арконада, «обычно столь ритмичный и ясный, Лорка обрушивается здесь на читателя и слушателя потоком бессвязных образов, темных намеков, загадочных словосочетаний, туманных мыслей, поэтических ресурсов». Эти

перемены в поэтической манере Лорки часто связывают с влиянием сюрреализма. Это верно лишь в том смысле, что поэт прибегает здесь к некоторым характерным для сюрреалистов приемам образности. Однако конечные цели автора «Поэта в Нью-Йорке» и творцов сюрреалистической поэзии принципиально противоположны. Сюрреалисты стремились в своих стихах создавать некую «сверхреальность», не доступную разуму; Лорка же саму реальность Соединенных Штатов объявляет нелепой, противоречащей здравому смыслу и природе, которая и здесь остается критерием оценки действительности.

А сюрреалистические приемы помогают ему адекватно воспроизвести тот разлад, тот стремительный и бессмысленный ритм жизни, который прежде всего поразил поэта. Вся цивилизация Соединенных Штатов — это трагическая пляска смерти. Страшен город, где «кровь течет по приводным ремням», кровь животных и птиц, приносимых в жертву аппетитам жителей этого «бьющегося в агонии города» . Но хозяевам города мало и этого:

Если они умножают, то умножают капли крови животных.

Если они делят — то делят капли крови людей,

Если они складывают —

То складывают реки крови.

И вся эта жуткая арифметика крови подчинена лишь одному — жажде золота. Нигде ядовитая и смертоносная сила золота не ощущается так явственно, как на Уолл-стрите. «Он поражает своим холодом и жестокостью», — говорил поэт позднее. И нет ничего удивительного, что именно здесь справляет свою тризну Смерть.

Так Лорка от видимого движется к сути: благополучие и процветание Уолл-стрита зиждется на слезах, крови и жизнях миллионов бедняков. Впервые в поэзии Лорки появляется тема непримиримого конфликта богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Гневные интонации звучат все отчетливее: недаром стихотворение «Нью-Йорк» имеет подзаголовок: «описание и обвинение».

Из всех обездоленных, чьи страдания заставляют больно сжиматься сердце поэта, особое его сочувствие вызывают негры. «Мне хотелось,- признавался Лорка,- написать поэму о неграх Северной Америки и в особенности поведать о боли, которую испытывают негры от того лишь, что они негры…» И поэт в цикле «Негры» создает трагические картины горестей и бед угнетенной расы. В «Оде королю Гарлема» поэт говорит:

О Гарлем! О Гарлем! О Гарлем!

Что может сравниться с тоской твоих глаз утомленных, с силой крови, текущей под темной твоей кожей, с жаждой мести немой под кровом гранатовой ночи.

Но как ни тяжела судьба негров, Лорка убежден, что «со своей проникновенной печалью они превратились в духовную ось Америки. Негр, который так близок к истинной человеческой природе и природе вообще. Негр, который способен извлекать музыку из всего!..

Если исключить негритянское искусство, то в Соединенных Штатах останутся лишь механика и автоматизм». В этом духовном начале, сохраняющемся неграми и угнетенными вообще, и видит Лорка проблеск надежды на будущее.

Поэт, изведавший отчаяние при виде «дикости и безумия» Нью-Йорка, с облегчением вздыхает, покидая Америку. Не зря один из последних циклов сборника носит знаменательное название — «Бегство из Нью-Йорка» .

Опыт, приобретенный в США, не лег бесполезным грузом. Отныне Лорка познал всю меру своей писательской ответственности за судьбы мира, всю меру своей близости к «партии бедняков». В 30-х годах поэт, по свидетельству его близкого друга писательницы Марии-Тересы Леон, «склонялся к идеям социализма, или, как он сам говорил, к народу».

В эти годы он неоднократно публично заявляет о своей приверженности к идеалам демократии, подписывает манифесты писателей против фашизма и подготовки империалистической войны, вступает в «Альянс антифашистской интеллигенции» и «Общество друзей РОССИИ». А главное, он стремится вести прямой и непосредственный разговор с народом о самом больном и волнующем. Именно поэтому в эти годы Лорка обращает преимущественное внимание на драматургию.

Он продолжает, правда, работу над новыми стихами, создает поэму «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» , циклы «Шесть галисийских стихотворений» и «Диван Тамарит» , но театр оттесняет поэзию.




Стихи Лорки второй половины 20-х годов