Стихи Маяковского для детей

Сочинение по стихотворению Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о и о Симе, который тонкий». Стихи Маяковского для детей — одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много — несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей?

Одна из причин этого успеха

в том, что поэт не ограничивал содержание своих произведений специальными «детскими» темами, не «подделывался» под «добренького дядю», все знающего и все понимающего. Однако главное не в этом.

Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей — он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал

запросы «детской души» и охотно отзывался на них.

Еще в 1918 году В. Маяковский предполагал издать сборник стихов под названием «Для детков». Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных «детских» тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.

В этом отношении огромный интерес представляет «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о

И о Симе, который тонкий» . По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:

Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 — и 12 вместе всем.

К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала «Сказки»: «Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников». А затем сразу же дается образ буржуя — отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

Петин папа и, как важный господин, был преважным: в целом доме в доме жил пятиэтажном жил один.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы — «залихватский кузнец», силач, а главное — «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке. Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла.

Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», «угнетателем зверей», оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:

Полюбите, дети, труд — как написано тут. Защищайте всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении.

Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» , «съест и ручкой маме машет» , Петин папа «в лавке сластью торговал» , отец Симы «колесо нашел и рад — сделал Симе самокат» .

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал.

Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.




Стихи Маяковского для детей