Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»
Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь.
Понедельник». Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви.
Но как-то оно непохоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви. А здесь:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
В чем дело? Почему такая резкая перемена? Я думаю, ответить на эти вопросы поможет история создания произведения.
Неопределенность была не только в экономике, политике, но и в душах. Поэтому основное поэтическое ощущение А. А. Ахматовой тех лет — ощущение надвигающейся катастрофы, как бы «конца мира». Оно становится, пожалуй, главным и даже определяющим в лирике данного периода.
Добавлю к этому еще поиски нового смысла жизни — и сразу все становится ясно. Читая стихотворение «Двадцать первое. Ночь.
Понедельник» нельзя не почувствовать, что мотив неустойчивости неукоснительно и
Данное стихотворение невелико по объему, всего двенадцать строк Но в нем вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь мы видим лишь окончание драмы. На мой взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной.
Ведь лирика, в конечном счете,- это прежде всего биография.
Композиция стихотворения несколько необычна и служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк — отрицание любви, и вдруг в конце — противоречие, как будто снята маска:
Но иным открывается тайна…
Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей — любовь.
Лирическая героиня А. А. Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну;
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.
Затем калейдоскоп, созданный однородными сказуемыми, раскрывает сложность чувства: от отрицания к утверждению. Тональность тоже меняется.
Несмотря на изменение настроения в стихотворении, оно лишено суетности. В нем, как и в большинстве ахматовских произведений, минимум выразительных средств. Олицетворение, антитеза, разностилевая лексика лишь дорисовывают картину, набросанную вначале.
Мне кажется, что стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» похоже на беглую запись в дневнике или даже на часть странички из него, не имеющей ни начала, ни конца.
Наверное, А. А. Ахматова пыталась таким образом дать читателю возможность самому додумать то, что происходило с героиней. И может быть, взгляд на чужую трагедию поможет многим избежать своей.
Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»