Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
И в стихотворении «Незнакомка», и в стихотворении «В ресторане» в центре внимания — женский образ. Но в «Незнакомке» этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты.
В композиционном плане стихотворения сходны только по началу. Но если в стихотворении «Незнакомка» Блок описывает грязный зловонный кабак, что усиливает прием антитезы, то в стихотворении «В ресторане» слово «ресторан» — нейтрально, не имеет эмоциональной окраски.
Итак,
Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен…
Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому:
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности:
И каждый вечер, в час назначенный
,
Девичий стан, шелками схваченный,
В
И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование:
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она — лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза, что подчеркивает параллельность двух миров.
Также использовано много метафор,
Которые придают образу незнакомки оттенок волшебства.
Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», сразу начинается с сомнения в реальности произошедшего события:
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре — фонари.
Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали:
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила.
Но девушка на подарок отвечает «надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение:
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».
Далее мы видим, что, несмотря на ее поведение, герой тронул сердце холодной красавицы. И кончается это стихотворение под звуки цыганской мелодии, то есть, в отличие от стихотворения «Незнакомка», у него оптимистичный конец:
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Использованные сравнения и олицетворения передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть.
Но следующая за ними метафора говорит, что любовь оказывается сильнее, чем осторожность, и только лирический герой понимает смысл этого взгляда.
Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ.
Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»