Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»

И в стихотворении «Незнакомка», и в стихотворении «В ресторане» в центре внимания — женский образ. Но в «Незнакомке» этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты.

В композиционном плане стихотворения сходны только по началу. Но если в стихотворении «Незнакомка» Блок описывает грязный зловонный кабак, что усиливает прием антитезы, то в стихотворении «В ресторане» слово «ресторан» — нейтрально, не имеет эмоциональной окраски.

Итак,

в первом стихотворении вначале показан наполненный «детским плачем» и «женским визгом» город.

Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен…

Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому:

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности:

И каждый вечер, в час назначенный

,

Девичий стан, шелками схваченный,

В

туманном движется окне.

И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование:

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она — лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза, что подчеркивает параллельность двух миров.

Также использовано много метафор,

Которые придают образу незнакомки оттенок волшебства.

Стихотворение «В ресторане», в отличие от стихотворения «Незнакомка», сразу начинается с сомнения в реальности произошедшего события:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре — фонари.

Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила.

Но девушка на подарок отвечает «надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение:

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблен».

Далее мы видим, что, несмотря на ее поведение, герой тронул сердце холодной красавицы. И кончается это стихотворение под звуки цыганской мелодии, то есть, в отличие от стихотворения «Незнакомка», у него оптимистичный конец:

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Использованные сравнения и олицетворения передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть.

Но следующая за ними метафора говорит, что любовь оказывается сильнее, чем осторожность, и только лирический герой понимает смысл этого взгляда.

Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ.




Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане»