Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
1. Значение творчества. Пушкина. 2. Анализ оды «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». 3. Н. В. Гоголь о Пушкине как о национальном поэте.
Творчество А. С. Пушкина настолько многомерно и разногообразно, что можно выделить довольно много ключевых тем и мотивов его произведений. Значение творчества поэта очень велико. Критики нередко говорят о нем как о личности, с которой началось русское просвещение.
Так, Д. С. Мережковский писал: «Подобно Петру Великому, с которым он чувствовал глубокую связь, Пушкин был не столько совершителем,
Начальные строки к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин взял из > оды Горация, тем самым утверждая связь
К этому памятнику «не зарастет народная тропа», потому что именно духовность стала тем материалом, из которого он был возведен. Поэт сравнивает свой памятник с памятником земной власти Александрийским столпом. И он утверждает, что «глава непокорная» его собственного памятника выше, поскольку его он создан не по воле человека, наделенного земной властью, а по веленью Бога. Следующая строфа стихотворения говорит о посмертной славе поэта, о бессмертии поэтическом: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
В этой строфе отмечается перекличка с античной поэтической традицией и религиозными мотивами. В следующей строфе также продолжается античная тема прославления — поэт говорит о славе «по всей Руси великой»: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык. Далее Пушкин пишет о своем назначении, которое заключается в служении народу как поэта-гражданина и поэта-христианина : И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Он подчеркивает значение поэта, в «жесткий век» находящего в себе силы и мужество для прославления «Свободы». В последней строфе Пушкин возвращается к религиозным мотивам, призывая Музу слушать голос высшего разума, следовать именно этому голосу, не страшась земных трудностей, не требуя награды, не поддаваясь речам льстецов и клеветников: Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца. Таким образом, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин образно сказал о том, что вечная память в сердцах людей заключается в усвоении людьми сказанного им поэтического слова.
В этом стихотворении, написанном в жанре оды поэт соединил воедино с поэзией свободу, судьбу народа, власти и божье провидение. Мы не можем не заметить, что в последней строфе поэт употребил будущее время, при этом это будущее не далекое, а скорое. То есть он рассчитывал на то, что ему отпущено Богом еще достаточно времени.
К сожалению, Пушкин ушел из жизни в самом расцвете сил, оставив после себя огромное наследие, которым мы, потомки, можем гордиться как величайшей ценностью. Не случайно, великий русский писатель Н. В. Гоголь в 1832 году писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему.
В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.
В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»