Стихотворение Б. Л Пастернака «Никого не будет в доме…»

Пастернак — это «тайнопись»

«иносказание», «шифр».

М. Цветаева

Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец — известный художник, академик живописи; мать — талантливая пианистка. Сложению стихов предшествовало увлечение музыкой, которую будущий поэт любил «больше всего на свете», а рядом с музыкой жила живопись. В мастерской отца бывали Врубель, Васнецов, Серов, Ге и многие другие знаменитости.

Пастернак не стал ни музыкантом, ни художником, но

живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения Бориса Леонидовича необычны, фантазия поэта увлекает нас в таинственный, иногда не совсем с первого взгляда понятный мир.

Одно из моих любимых стихотворений — «Никого не будет в доме». В этом произведении нашли отражение обстоятельства личной жизни поэта: в тысяча девятьсот тридцать первом году Пастернак создает новую семью. Это событие послужило отправной точкой для рождающейся тогда лирики поэта.

Стихотворение было написано в том же году и вошло в сборник с символическим названием «Второе рождение».

Часто

стихи Пастернака строятся так: поэт один в комнате, отделен стенами от внешнего мира, но вдруг стены «исчезают», начинают «сквозить», и происходит как бы воссоединение поэта и окружающей его действительности.

«Никого не будет в доме» относится к одному из таких произведений. Его можно разделить на две части. Первая из них состоит из четырех строф.

Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна мокрые комья снега, крыши.

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин…

— вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины.

Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. Картина изменяется самым неожиданным образом, и эта внезапность ощущается уже в первых строках:

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь…

Приход лирической героини назван «вторженьем», ее появление можно сравнить лишь с «будущностью», с ней приходит мир, жизнь. А вокруг все изменяется. «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым», из тех материй, из которых «хлопья шьют».

Мне почему-то видится она очень похожей на Снежную Королеву из сказки Г. Х. Андерсена.

Материал — хлопья, хлопья — делают героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира. Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая. Таким образом, сквозь обычное будничное «просвечивается» самое главное, самое важное в жизни.

Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению.

Мне очень нравится стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Никого не будет в доме». Оно учит в большом видеть малое и наоборот, учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает.

Все его творчество — это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.»Никого не будет в доме» относится к одному из таких произведений. Его можно разделить на две части. Первая из них состоит из четырех строф.

Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна мокрые комья снега, крыши.

Все его творчество — это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.




Стихотворение Б. Л Пастернака «Никого не будет в доме…»