Стихотворение B. В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Вечная тема лирики — любовь — проходит через все творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением «Неоконченное». Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если, оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным.

Но если сердце работает,-оно не может не проявиться во всем».

Для Маяковского характерна широта лирического восприятия мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь — интимнейшее человеческое переживание — в стихах поэта всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина.

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам о его любви, о том, когда и какой она была. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических стихов 1913 года «Я» и лирическом стихотворении «Любовь» О любви в них говорится вне связи с личными переживаниями поэта.

Но

уже в поэме «Облако в штанах» поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца.

Пути Марии и Владимира Маяковского разошлись. Но прошло не более года, и сердце его снова разрывают муки любви. Любовь к Лиле Брик принесла ему много страданий. Его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник», написанной осенью 1915 года.

Спустя несколько лет, уже в советское время, Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» и «Про это» . В тяжелом отчаянии, размышляя о жизни и смерти, он говорит о первостепенном ‘для него значении любви: «Страшно — не любить, ужас — не сметь» — и сожалеет, что радости жизни не коснулись его. Но вот в начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия» появляется «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Из этого стихотворения видно, что в жизни поэта появилась новая любовь, что «опять в работу пущен сердца выстывших! мотор».

Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский встретился в Париже осенью 1928 года.

О встрече Маяковского с Татьяной Яковлевой так вспоминали ее друзья — художник В. И. Шухаев и его жена В. Ф. Щухаева: «…Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого влюбленного.

Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом». В двадцатых годах, так как у Татьяны было плохое здоровье, ее дядя, художник А. Е. Яковлев, живший в Париже, взял племянницу к себе. Когда Маяковский вернулся в Москву, Татьяна очень по нему скучала. Она писала матери: «Он всколыхнул во мне тоску по России…

Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, оставивший в моей душе след… Его чувства ко мне настолько сильны, что нельзя их не отражать хотя бы в малой мере».

Посвященные Татьяне Яковлевой стихотворения «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой» проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви.

Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» было написано в ноябре 1928 года. Любовь Маяковского никогда не была только личным переживанием. Она вдохновляла его на борьбу и творчество, воплощалась в поэтические шедевры, проникнутые пафосом революции. Здесь об этом сказано так:

В поцелуе рук ли, губ ли, В дрожи тела Близких мне красный Цвет Моих республик ТожеДолженПламенеть

Гордость и ласка звучат в строках, обращенных к любимой:

Ты одна мнеРостом вровень, Стань же рядомС бровью брови, ДайПро этот важный вечер РассказатьПо-человечьи.

О ревности как о проявлении глубокой любви Маяковский пишет с легкой иронией:

Ревность, Жены, Слезы…Ну их!

Сам он обещает не обижать любимую ревностью:

…я взнуздаю я смирю чувстваОтпрысков дворянских.

Свою любовь Маяковский не представляет вдали от родины, поэтому настойчиво зовет Татьяну Яковлеву в Москву:

Мы теперьК таким нежны — СпортомВыпрямишь не многих, — Вы и наглВ Москве нужны, не хватаетДлинноногих.

Конец стихотворения звучит как призыв откликнуться на его любовь:

Ты не думай, Щурясь простоИз-под выпрямленных дуг Иди сюда, Иди на перекресток моих большихИ неуклюжих рук.

Много обид пришлось пережить поэту. Ему не хотелось бы отказ Татьяны Яковлевой приехать к нему в Москву «нанизывать на общий счет». Уверенность в том, что любовь в конце концов победит, звучит в словах:

Я все равноТебяКогда-нибудь возьму — ОднуИли вдвоем с Парижем.

Маяковский очень сильно переживал разлуку, каждый день посылал ей письма и телеграммы, с нетерпением ждал поездки в Париж. Но встретиться им уже было не суждено: Маяковскому отказано в выезде в Париж в январе 1930 года. Через три месяца Маяковского не стало. Судьба Татьяны Яковлевой сложилась неудачно.

Выйдя замуж за виконта дю Плесси, она родила девочку и вскоре разошлась с ним. Вспоминая об этом, супруги Шухаевы писали: «У нас сложилось впечатление, что дю Плесси Таня не любила, а с Маяковским у нее была настоящая любовь, и нам казалось, что они созданы друг для друга. Когда мы узнали о трагической смерти Владимира Владимировича, мы с сожалением и горечью подумали о том, что, будь они вместе, — этого бы не случилось».

Незадолго до смерти Маяковский написал стихотворение «Неоконченное», в котором есть такие строки:

Уже второй, Должно быть, ты легла А может быть, ,И у тебя такое Я не спешу, И молниями телеграмм Мне незачем ТебяБудить и беспокоить…

Таким поэтом был Маяковский: трибун, новатор и тончайший лирик, которому были доступны все оттенки человеческих чувств.




Стихотворение B. В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»