Стихотворение Ф. И Тютчева «Фонтан»

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт Был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой Точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе.

Вот почему полна глубокого

смысла двухчастная Композиция сти-хотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть — это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится Коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба.

Стихия воды в образе фонтана — Это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое. Вторая часть — это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета». Так рождается тютчевское

неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям Романтичной литературы.

Мнимое величье человеческой мысли — это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» Мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна: О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет!

С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических Подробностей. Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта Традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой Романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» Подчеркивает проти-воречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем Ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос.

Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной Ниспасть», «осужден». Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза Повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли».

Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений Гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения На землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению Символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.

Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, Мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,.». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам.

Первая часть — это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть — это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан».

Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления Поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.




Стихотворение Ф. И Тютчева «Фонтан»