Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» и Н. А. Некрасова «Горящие письма»

Вопросы к сравнению стихотворений

1.К каким циклам можно отнести эти стихо-творения?

2.Что вы можете сказать об истории взаимо-отношений поэтов с любимыми женщинами?

3.В чем вы видите сходство двух сравни-ваемых стихотворений?

Предполагаемые ответы

1.Так называемый «панаевский цикл» у Некрасова и «денисьевский цикл» у Тютчева.

2.Стихотворения имеют определенную автобиографическую основу: длительный, подчас мучительный роман у Некрасова с А. Я. Панаевой и у Тютчева с Е. А. Денисьевой.

3.1.Тема одна и та же. В обоих

стихотворениях идет речь о любовных письмах конкретно и о трагедии любви вообще.

3.2.В обоих стихотворениях характер любви драматический.

3.3.Совпадают и мотивы стихотворений: мотив огня ; традиционный мотив воспоминаний.

3.4.В обоих стихотворениях поведение лирических героев перед женщинами одинаково: у Некрасова — «и не как раб упал я на колени»; у Тютчева — «И пасть готов был на колени»

3.5.На первом плане в обоих стихотворениях женский характер.

3.6.Оба стихотворения необыкновенно поэтичны.

1-й вывод: Оба поэта в своих стихотворениях показывают красоту и трагедию любви, страдания

как героинь, так и лирических героев.

4.В чем видите разницу в изображении любовного чувства у Тютчева и Некрасова. Сравните характеры героинь и лирических героев, характер любви, настроение, отображенное ритмико-интонационными средствами, использование изобразительно-выразительных средств, лексику и синтаксис стихотворений.

4.Большая разница в характерах героинь. У Некрасова несомненно видна основная черта героини «панаевского цикла» — мятежность. Она и насмешливая, и дерзкая, и даже злобная — она свободна в своем «роковом» выборе.

У Тютчева, напротив, героиня кажется горестной, бесконечно страдающей, пожалуй, и «чудной» и «чудной» — странной, нерешительной, не понятной никем. Разные и лирические герои. У Некрасова это сильный человек, полный самообладания, способный анализировать то, что происходит, сражающийся на равных с женщиной за свою любовь.

Обращает на себя внимание строка «И не как раб упал я на колени» — в ней ощущается и любовь к героине, и чувство собственного достоинства, и стремление защитить свою любовь.

Совсем другой герой у Тютчева. Он тоже «пасть готов был на колени» перед любимой женщиной, но это скорее, порыв отчаяния, безнадежности. Это страдающий, а не обвиняющий, как у Некрасова, герой.

И его смиренность, неспособность бороться за свою любовь подчеркивает удивительно точно подобранное определение, рисующее состояние героя: И страшно — грустно стало мне…

«Страшно — грустно» от безысходности, от обреченности любви, от невозможности что-либо изменить.

Совершенно различный и характер любви. У Некрасова это любовь — борьба, любовь — вызов, отсюда и мотив сожжения письма как символ разрушения любви; яркая метафора:

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени! —

Обозначающая «ступени» истории любви; антитеза, выражающая взаимоотношения героев; эмоционально — оценочные эпитеты, характеризующие героиню с точки зрения лирического героя — все это подчеркивает разрушительную силу любви как борьбы двух сердец.

У Тютчева любовь иная, это любовь, смирившаяся с отчаянием, с безнадежностью. На это указывают удивительно точные эпитеты: любовь «горестные», жизнь невозвратимо пережитая». Письма в стихотворении Тютчева не горят, они «как остывшая зола», как «мертвое», «брошенное» тело. Какое по-тютчевски яркое сравнение: героиня смотрит на письма, «Как души смотрят с высоты // На ими брошенное тело…»

Второй вывод: Если у Некрасова любовь ярка и неугасима, то у Тютчева на месте пожара потухшая зола.

Совершенно различно и настроение. Прежде всего это отражается в ритмах стихотворений. Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом, с одинаковой рифмовкой.

Но у Тютчева в основном ритм ровный, спокойный, даже монотонный, пиррихии в 3-ей стопе лишь слегка ускоряют течение стиха, а горестная интонация усиливается повтором модальной частицы «О». У Некрасова же ритм неровный, даже нервный, чему способствуют и многочисленные пиррихии в разных строках, и спондеи в 3-ей строфе, но здесь нет усилительных частиц, и интонационно стихотворение звучит более решительно, даже патетично.

Различен и выбор изобразительно — выразительных средств, используемых поэтами. При обоюдном тяготении авторов к недоказанности и эмоциональности, экспрессивность чувств показана по-разному: у Некрасова широко используются глаголы, передающие динамику действия, у Тютчева состояние героев передается через метафорические эпитеты.

Синтаксис обоих стихотворений также отличается.

У Тютчева сравнительные обороты, синтаксический параллелизм, анафоры передают состояние героев.

У Некрасова душевное состояние героев передается через антитезу, что придает более решительный характер взаимоотношению героев.

Наконец, строфика стихотворений также различна. У Некрасова 3 катрена, а последняя строфа представлена одним стихом с умолчанием на конце. Стихотворение как бы оборвано, недосказано, но чувствуется продолжение.

У Тютчева 4 катрена, причем в последней строфе нет недосказанности, возникает ощущение безысходности, конца любви.

3-ий вывод: Итак, в стихотворениях двух поэтов на одну тему — тему умершей любви — мы видим разное отношение лирических героев и к своим любимым, и к самой любви. Любовь — это страсть, это борьба, и сам герой отстаивает свои права в любви, верит в нее и надеется на возвращение любимой — так у Некрасова. Любовь — это горечь слез и разлук, это невозможность счастья, и надо с этим смириться — так у Тютчева.

Кто прав? Кто обладает истиной?

Поэты не спорят. Важно понять одно: сравнение двух стихотворений на тему любви таких разных и по-своему прекрасных поэтов позволяет увидеть, как глубоко и тонко может выразить поэтическое слово сущность любви, ее красоту и силу.




Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» и Н. А. Некрасова «Горящие письма»