Стихотворение Н. Некрасова «Тройка»

Есть какая-то мистическая связь между поэтической, возвышенной «тройкой» Гоголя и стихами Некрасова. Только на первый взгляд тематика этих разных произведений не схожа. А если вдуматься?

В той, знаменитой «птице-тройке», что олицетворяет Русь, сидит сам Чичиков. И мчит он на этой «тройке», чтоб провернуть аферу века — скупить мертвые души, мертвый авторитет и стать богатым. В некрасовской тройке сидит девушка без будущего.

В отличие от Чичикова, который, как выяснилось недавно, имеет будущее и прекрасно живет, богатеет

и размножается в современной России, девушка-крестьянка и нынче будущего не имеет.

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, —

И ямщик под хмельком…

В провинции, в сельской местности современной девушке не на что рассчитывать. Разливное море самогона, безработица, загубленные кодхозы и совхозы. Девушки едут на последние деньги в Москву, где их никто и ничего не ждет, кроме «панели» на Тверской. .

Ачичиковы процветают: строят «пирамиды» и коттеджи на Гавайях, активно болтают в Думе, депутатствуют на благо себе и своим близким, занимаются частным бизнесом, активно скупают

живые и мертвые «души».

Величие Некрасова уже в том, что он социально значим и в наше время. Он и сам писал о том, что у социального поэта много врагов. Но надеялся, что потомки:

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Значение Некрасова — результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества стиха, Некрасов не может быть поставлен рядом с Пухлкиным и Лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов — художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, — как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор его «односторонность». Только эта «односторонность» и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.

Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и, когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это — благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных.

Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, — появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе.

Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.




Стихотворение Н. Некрасова «Тройка»