Стихотворение С. А. Есенина «Запели тесаные дроги…»
Россия — страна бескрайняя, страна дорог. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Столько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Когда в Европе каждый кустик уже становится ценностью. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить.
Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится, так сразу революция.
Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:
О Русь — малиновое поле
И
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в этих «тесаных дрогах», а по обочине
» Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты».
Но поэт не ограничивается зарисовкой природы, в стихотворении сквозит тревога:
«Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу».
Возможно, если взглянуть на дату написания — 1916 год, — это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная, своеобразная «неустроенность» человека, вынужденного жить не в родном селе,
Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо.
Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями. «Молитословный», «поминальный», «тесаные дроги».
Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же описания вплетаются и купола и звон колоколов церквей, которые так тесно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью природы, символом Руси.
Так и у других русских поэтов часто встречается описание природы нераздельное с русским храмом. Вот что пишет И. Северянин:
…Там, за полями, на горе собор
В лучах печалящегося заката,
И не печальные ли купола?
Нам, проозеренный оставив бор,
Где встретилась с утра одна лишь хата,
Идти на нежные колокола.
Непонятное понятие Россия — неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин же сам, словно олицетворение Родины, удивительный каприз природы, которая как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта, так схожую с синевою озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет освободиться от этого плена:
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню. Марина Цветаева в «Памяти Сергея Есенина» точно выразила широту души поэта:
…И не жалость — мало жил,
И не горечь — мало дал, —
Много жил — кто в наши жил
Дни, все дал — кто песню дал.
Стихотворение С. А. Есенина «Запели тесаные дроги…»