Стихотворение В. А. Жуковского «Вечер»

Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое — романтическое — отношение к жизни.

Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Все,

что создает Жуковский, проникнуто особыми романтическими мотивами, в которых находят отражение чувства, мысли, настроения, переживания его лирического героя. Их можно выделить и в балладах, и в любовной лирике, но, пожалуй, наиболее отчетливо эти романтические мотивы проявляются в пейзажной лирике, к которой относится стихотворение «Вечер» 1806 года.

Здесь создается особый лирический пейзаж, которые стал открытием для русской литературы. Особенность его состоит в том, что изображение природы в стихотворении не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического

героя. Наиболее характерно для лирики Жуковского элегическое настроение и связанные с ним элегические мотивы.

Элегия всегда проникнута грустью, связанной как с интимными переживаниями человека, так и с его философскими размышлениями о мире.

Таково и стихотворение Жуковского «Вечер» — первая оригинальная элегия поэта, ставшая высшим поэтическим достижением его раннего творчества. В ней воплотилось особое качество поэзии Жуковского, делавшее ее одновременно новой и очень близкой для многих людей, — это ее глубоко личное, биографическое начало. Такого в русской поэзии еще не было.

Белинский очень верно подметил, что до Жуковского русский читатель даже не подозревал, что «жизнь человека могла быть тесно связана с его поэзией», а произведения становились «лучшею биографией его». В элегии «Вечер» действительно отразилась жизнь поэта, его чаяния и размышления о своей участи.

В пейзаже, при всей его романтической элегичности, легко угадываются реальные приметы родных для поэта мест — Мишенского и Белева:

Как солнца за горой пленителен закат — Когда поля в тени, а рощи отдалении И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озаренны…

Отсюда интимность переживаний поэта, выраженных в стихотворении, а в событиях его жизни — источник основных мотивов этой элегии. За три года до ее создания умер ближайший друг Жуковского Андрей Тургенев — ему было всего 22 года! Эта смерть потрясла поэта, заставила задуматься о быстротечности жизни, о преследующих человека утратах. Отсюда мотив тоски и памяти об ушедшем:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;К протекшим временам лечу воспоминаньем…О дней моих весна, как быстро скрылась ты, С твоим блаженством и страданьем! Где вы, мои друзья, вы, спутники мои? Ужели никогда не зреть соединенья?

Один — минутный цвет — почил, и непробудно, И гроб безвременный любовь кропит слезой…

И все же покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. Лирический герой растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе. Отсюда мотив примирения и смирения перед величием Божества, растворенного в природе:

Мне рок судил брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать над сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны вод, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Восклицание о возможности близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях.

Чем же несмотря ни на что прекрасен вечер для поэта? Это миг согласия в природе, когда «все тихо», когда веянье ветра и «гибкой ивы трепетанье», плесканье струй существуют в одном ритме, когда «слит с прохладой фимиам». Это удивительное по красоте описание летнего вечера, насыщенного красочными эпитетами и метафорами, поражающего изысканностью мелодического рисунка и звуковой гармонии стиха, не может оставить равнодушным и сегодняшнего читателя.

Недаром когда Петру Ильичу Чайковскому для оперы «Пиковая дама» понадобилось выбрать несколько наиболее певучих и вместе с тем типичных строк из стихотворений, рисующих русскую природу, он остановился на «Вечере» Жуковского, фрагмент которого звучит в знаменитом дуэте Лизы и Полины:

Уж вечер… облаков померкнули краяПоследний луч зари на башнях умирает;Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает.

Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «последняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает». Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, которую отражает поэзия Жуковского. Зная о противоречиях и несовершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором «бездна слез и страданий», сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия.

В русской поэзии после Жуковского будет много стихотворений, рисующих картины вечерней природы среднерусской полосы. Все они очень разные, потому что увидены глазами поэтов, у каждого из которых свой внутренний мир, уникальный и неповторимый. Но открытия Жуковского навсегда останутся золотым фондом русской поэзии, а для каждого из нас его стихи — это путь к постижению мира и себя.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Стихотворение В. А. Жуковского «Вечер»