Стихотворения «Пророк» в русской литературе

Меня ж ничто вредить не может, Я злобу твердостью сотру; Врагов моих червь кости сгложет, — А я Пиит — и не умру. Г. Р. Державин В России, в силу определенных исторических, политических, национальных условий, писатели и поэты были не просто сочинителями романов и стихов, развлекающих публику, но властителями дум и чувств народных. Недаром в русской поэзии образ поэта-гражданина сравнивался с образом библейского пророка. Пророк — это тот, кому дан свыше дар провидения, или прямой дар бессознательного, но верного прорицания воли Бога.

В

Библии ветхозаветные пророки возвещали пришествие Христа — Спасителя человечества. У В. К. Кюхельбекера, поэта-декабриста, друга Пушкина, в стихотворении «Пророчество» Бог обращается к поэту:

На то ль тебе я пламень дал И силу воздвигать народы? Восстань, певец, пророк свободы! Вcпрянь! Возвести, что я вещал! О высоком предназначении поэта писал и А. С. Пушкин в своем стихотворении «Пророк» . Поэт — лирический герой — рассказывает о своей встрече с Богом, который наделяет поэта великим талантом — проповедовать высшую правду.

Но сначала поэт получает способность видеть и слышать то, что не дано

простому смертному: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Бог дарует поэту «жало мудрыя змеи» вместо грешного языка и «угль, пылающий огнем», вместо трепетного сердца. Идея стихотворения сформулирована в последнем напутствии Бога, обращенном к поэту: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин считает, что главное назначение поэта — проповедовать высокие общечеловеческие истины: любовь к ближнему, стремление к свободе, борьбу за справедливость, сострадание к слабым. Именно эту проповедь он ставит себе в заслугу в своем поэтическом завещании — стихотворении «Памятник» : И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Образ поэта-пророка привлек внимание и М. Ю. Лермонтова, который, кажется, специально назвал свое стихотворение так же, как Пушкин, — «Пророк» . Если пушкинский пророк воодушевлен: он получил божественный дар и теперь может нести людям высшую правду, то лермонтовский пророк испытывает отчаяние: люди отвергают его самого и его проповедь. Иными словами, Лермонтов начинает рассказывать о пророке с того момента, на котором остановился Пушкин: пророк верит, что его служение нужно людям, и идет к ним, а они гонят его, не желая слушать.

Так в лирике Лермонтова появляется устойчивый образ гонимого, «осмеянного пророка»: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Пушкинский пророк весь устремлен в будущее, хочет «глаголом жечь сердца людей», лермонтовский пророк общается только с природой, разговаривает со звездами, а люди из города бросают в него камни и с насмешкой показывают детям: Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Н. А. Некрасов посвятил стихотворение «Пророк» своему другу Н. Г. Чернышевскому, находящемуся в далекой ссылке в Вилюйске. Некрасов изображает не поэта-пророка, а писателя-борца, которого уподобляет пророку, пришедшему к людям с проповедью высокого идеала: Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!» Хотя в стихотворении говорится о конкретном человеке, Некрасов создает не бытовой портрет, а возвышенный образ настоящего революционера. Жить для других, отдать себя борьбе — такова первая и главная заповедь благородного человека.

В заключительной строфе поэт используетевангельские символы для изображения трудного, жертвенного пути революционера. Тем самым Некрасов выражает восхищение жизнью и самоотверженным подвигом Чернышевского: Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Царям земли напомнить о Христе. Итак, сравнивая три стихотворения, можно заметить в них много общего: пророки у Пушкина, Лермонтова, Некрасова — герои высокой духовности, видящие для себя высокую цель — служить людям, нести им правду. Но эти образы отличаются друг от друга: у Пушкина и Лермонтова пророк — поэт, у Некрасова — революционер. Данное различие вполне понятно: ведь каждый поэт отразил свое время.

Исследователи считают, что Пушкин написал своего «Пророка» непосредственно под впечатлением от казни декабристов. В этом смысле стихотворение становится мужественным поступком Пушкина, так как поэт-пророк заявляет, что видит свое предназначение в служении высоким идеалам, за которые только что погибли его друзья. Чтобы подчеркнуть возвышенный пафос стихотворения, автор употребляет славянизмы: зеница — зрачок, горний — небесный, дольний — земной, десница — правая рука, глагол — слово. Лермонтов жил во времена политической реакции, которая наступила вслед за разгромом декабристов, поэт называл свой стих «облитый горечью и злостью» . Тема пророка раскрывается у Лермонтова как романтическая и трагическая.

Пророк — свободная творческая личность — отвергается обществом, не знающим «любви и правды». Автор отказался от торжественной приподнятости, свойственной стихотворению Пушкина, хотя библейские мотивы сохранил. У Лермонтова пророк внешне обычный человек: худ, бледен, одет в рубище, но он знает правду, которая, однако, совсем не нужна жителям шумного города. Некрасов был выразителем идей революционных демократов. В своем «Пророке» он показал идеал гражданина, с точки зрения народников.

В образе пророка, героя своего времени, поэт воспевает духовность, подвижничество, служение народу, который, может быть, еще не понимает жертв «народных заступников» , но это не останавливает настоящего революционера, так как он живет для будущего. В стихах новейших российских поэтов представлено совершенно оригинальное понимание общественной роли поэта и поэзии: поэт утратил свое высокое предназначение, потому что в мировоззрении современных людей духовные интересы отошли на второй план, уступив первенство стремлению к материальному успеху и вполне материальных радостям. Следовательно, у современных людей появились другие, помимо поэта, авторитеты, к которым прислушиваются и которым стремятся подражать.

Современного поэта даже не гонят, как лермонтовского пророка, — его просто не замечают. Значит, рассуждает Тимур Кибиров, один из самых интересных современных российских поэтов, не надо и навязываться со своими духовными поучениями. Поэт должен быть ироничен и самоироничен, чтобы сохранить собственную гордость и уважение тех читателей, кто еще интересуется поэзией. Это грустное настроение Кибирова отразилось в его стихотворении без заглавия, которое само является пародией на знаменитое стихотворение В. Я. Брюсова «Юному поэту» : Юноша бледный, в печать выходящий!

Дать я хочу тебе два-три совета: Первое дело — живи настоящим, Ты не пророк, заруби себе это! И поклоняться Искусству не надо! Это и вовсе последнее дело.

Экзюпери и Батая с де Садом, Перечитав, можешь выбросить смело.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Стихотворения «Пророк» в русской литературе