Стихотворения Заболоцкого о родной природе

Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он при­стально их исследует, увязывает так или иначе с человеческой жизнью. Он размышляет в своих стихах о взаимодействии чело­века и природы, а природу воспринимает не только в текущем за­печатленном мгновении, но и всей ее предыстории.

Их своеобразие в богатых олицетворениях, оживляющих пей­зажи и представляющих их под совершенно необычными углами зрения: «По колено затоплены

тополи», кленовые листья хлопают «как бабочки», скворец от восторга «потерявший сознание» ; «вздохнут леса, опу­щенные в воду», «грудь реки приникнет к небосводу» , печальная природа «вздыхает», видит сны.

Мир природы, ее жизнь представляется поэту таинственным, полным противоречий и постоянно не до конца понятным. Толь­ко в редкие минуты переходных состояний, например заката, приоткрывается вся глубина природы и ее глубокое созвучие высшим духовным переживаниям человека:

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин В

его живых чертах распознаешь.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» названо так потому, что все оно целиком — активное отражение авторского отношения и многоплановое его выражение. Заболоцкий в этом стихотворении как бы продолжает традицию Ф. И. Тютчева, продолжает и полемизирует с ним. Если стихи Тютчева проникнуты светлой гармонией и умиротворенностью, то Заболоцкий, живя в следующем веке, уже не может в полной мере насладиться природой, лишенной присутствия человека. Человек, его семимильные шаги по планете, — вот что неволь­но приковывает внимание пытливого ума. Велика еще романтика противопостав­ления человека и природы, жажда силой выведать ее тайны. Мысль об этом тесно связана с неприменимостью к природным процессам моральных оценок.

В человеке нарождается новое начало — разума, самовластной энергии. Заболоцкий называет природу «безумной, но любящей матерью» — в этом вся огра­ниченность животного начала, его слепота, из которой вызрева­ет новая сила, готовая подняться неизмеримо выше «бесплод­ной игры» «мира противоречий».




Стихотворения Заболоцкого о родной природе