Стихотворство Симеона Полоцкого
Одна из главных тем — тема царской власти. Обращаясь к образам царей из всемирной истории, Симеон Полоцкий стремится нарисовать свой идеал главы государства. Поэт широко использует прием контраста, противопоставляя хорошим монархам дурных и жестоких.
Идеальных правителей Симеон Полоцкий находит и среди древних языческих царей и в числе христиан — это Филипп Македонский, Юлий Кесарь, Август, Тит, Траян, Константин, Франциск I, Альфонс Арагонский и другие, являющие примеры царских добродетелей.
В стихотворении «Любовь к подданным»
Оле любви царския! Сам хощет умрети, Аки отец, ли мати, за любыя дети.
Таков и римлянин Октавиан, который любил беседовать с простыми людьми и сказал своим советникам: хочу быть царем, какого желал бы себе сам, если бы был одним из этих малых. Автор восхищен поступком Александра Македонского, который, увидев замирающего от холода воина, встал с своего трона, посадил на него замерзающего и тем спас его от смерти; Траян, разодрав царское одеяние, отдает
Но царь вместе с тем должен быть строгим судией, карающим преступления и злоупотребления: «Судия злых не казняй, без ума меч носит, за ту милость милости свышше не упросит» . В стихотворении «Суд» рассказывается, как Камбиз, царь персидский, расправился с неправедным судьей Сисамном, приказав содрать с последнего кожу и покрыть ею «седалище судебное» в назидание остальным, — «Оле отмщения! Люта зело и страшна правды учения». Добродетельному царю противопоставлен образ тирана. Их различие — н разном отношении к подданным и «гражданской потребе»:
Кто есть царь и кто тиран, хощеши ли знати; Аристотеля книги потщися читати. Ок разиствие обою сие полагает, Царь подданным прибытков ищет и желает. Тиран паки прижитий всяко ищет себе.
О гражданской нимало печален потребе.
Царем-тираном является Лизимах, обременявший своих подданных поборами: в его владениях было много соли, которую люди пыкапывали свободно, но Лизимах приказал брать с них мыто, и соль исчезла до тех пор, пока налог не был отменен. Так иссяк и целебный источник в Эпире, за пользование которым князь эпирский обложил население.
Стремясь нарисовать свой идеал государственного деятеля и имеете с тем дать читателю свод знаний по разным вопросам, Симеон Полоцкий ряд стихотворений посвящает характеристикам древних царей. Это своеобразные литературные портреты, большей частью краткие, посредством которых дается описание качеств того или иного деятеля и сообщаются наиболее важные биографические с ведения о нем. Автор при этом стремится быть максимально объективным, стараясь в ряде случаев показать и положительные, и отрицательные черты своих героев.
Если вопрос об идеальном царе решается в основном на историческом материале, то, затрагивая морально-бытовые проблемы, Симеон Полоцкий обращается к современной действительности. Ряд стихотворений этого цикла отличается юмористическим и даже сатирическим характером, — автор называет одни из них «обличениями», другие -«увещаниями». В первую очередь это такие произведения, как «Монах», «Купецтво», «Вдовство», «Женитва», а также многие другие.
Стихотворение «Вдовство» пронизано мягким юмором. Чего только стоит взятое прямо из жизни изображение любителей поинтересоваться чужими делами: они всегда знают, кто «что яст и аиет, камо, како ходит зрят и с коими лицы дружбу водит!».
Наряду с краткими «надписаними», «увещаниями» и «обличениями» в «Вертограде многоцветном» имеется ряд сюжетных стихотворных произведений, являющихся как бы прообразом баллады. К числу их относятся такие, как «Казнь за сожжение нищих», «Месть», «Жена», «Клевета», «Чадом богатств не отдаяти» и другие. В стихотворной повести «Клевета» воспроизведен бродячий сюжет об оклеветанной жене. Когда царь находился в дальних странствиях, его юный брат, прельщенный красотой невестки, стал склонять ее к греховной связи, но так как она была непреклонна, оклеветал ее перед вернувшимся братом, обвинив в распутстве.
Царь приказывает казнить жену, но она чудом спасается. После многих испытаний бывшая царица получает от богородицы в награду за свое благочестие способность чудесно исцелять прокаженных. Случай приводит ее на родину, где она застает брата царя больным проказой. Женщина исцеляет его только тогда, когда деверь публично признается в своем преступлении.
Царь просит супругу к нему вернуться, но она, отрешившаяся от жизни, принимает монашество и навсегда посвящает себя богу.
Стихотврения Симеона Полоцкого имели публицистический характер и воспитательную направленность. Они поднимали вопросы, которые глубоко волновали современников автора, указывали возможные пути их решения, давали образцы для подражания, осуждали порок и прославляли добродетель. Школьная драма стоит в преддверии классицизма. Такие особенности «комедий» Полоцкого, как стройность композиции, относительная простота языка, последовательность в развитии действия, деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм образов.
Эти черты произведений классицистической драматургии, яркие образы которой даст в России XVIII в. В преддверии XVIII в. находится творчество Симеона Полоцкого в целом — поэта, драматурга, просветителя.
Стихотворство Симеона Полоцкого