Странный ангел в странном мире по рассказу «Старик с крыльями»

Сочинение из рассказа Гарсиа Маркеса «Старик с крыльями». С детства много кто слышит это слово — ангел. Кто-то читает молитву к ангелу, которой научила бабушка, кому-то рассказывают об ангелах хранителях. Никто из нас не видел этих существ, но мы якобы не отрицаем их существования.

Согласно древним мифам, ангелы — Божьи посланцы, Божьи вестники. Они прилетают к нам, чтобы напомнить о необходимости морального очищения. Обратите внимание на жалкой внешности ангела: старенький дед с огромными крыльями, одетый, как нищий, с лысым черепом

и беззубым ртом, общипанными и грязными крыльями; от него пахнет болотом, с крыльев свисают водоросли, большое перо посечено ветрами. При осмотре старика врач проявил столько болезней, что пришел в изумление, как это существо еще живо.

Бросается в мире сверхъестественное терпение — главнейшая добродетель ангела: его клевали куры, над ним издевались люди — бросали в ангела камни, выдергивали перо, даже припекли сторону старика раскаленным железом.

Обратите внимание на то, что ангелу приписывают немногочисленные чудеса: к слепцу не вернулось зрение, но зато у него выросли зубы, паралитик не стал ходить,

но выиграл деньги, у прокаженных на пораженных местах выросли подсолнечники. И настоящие чудеса, которые происходят в день появления в поселке ангела, проходят незамеченными. Когда курятник, в котором семья поселила ангела, рассыпался, ангел слонялся по двору и комнатам, истаптывал овощи.

За последнюю зиму ангел очень постарел, почти ничего не видел, перо все повыпадало, его трясла лихорадка и он стонал. Потом у ангела выросли новые твердые и длинные перья, он напевал песню давних путешественников. В финале сказа ангел исчезает на горизонте, оставляя поселок.

Сделаем вывод о несоответствии традиционного представления об ангеле изображению этого существа Гарсиа Маркесом, о его «странности», его двойственность: это существо внеземного происхождения: говорит на непонятном языке, у него крылья, однако очень напоминает пожилого немощного человека: он плачет, болеет, слоняется по двору. Можно лишь догадываться, для чего он прилетел на землю, он об этом не извещает, да и никакой новой вести людям не приносит. Однако чудо происходит.

Неужели этого мало?

О поведении жителей приморского поселка по отношению к ангелу: как они бросают ему пищу через сетку, как предлагают назначить его главой Вселенной, генералом, который бы выигрывал все войны, вывести крылатых людей, которые бы подчинили мир. Вызывает удивление соседка, которая будто бы видела много див, именно поэтому уверенно заявляет, что неизвестное создание — это ангел, а ангелы опасные. Не менее странным есть поведение отца Гонзаго, которому не понравилось то, что ангел не понимает латыни, что не уважает божьих слуг, а крылья же есть и у самолета!

Несильные выдергивают у ангела перья, безбожные бросают каменьями, один припекает сторону ангела накаленной железякой! Папу интересует, имеет ли странное существо пуп? Похож ли его язык на арамейский?

Способный ли он удержаться на кончике иглы?

В жестоком мире ангел, который так напоминает старого, немощного человека, теряет ценность в глазах людей, так как не способен удовлетворить их стремления. Парадокс: ангел — олицетворение высших моральных ценностей и духовных ориентиров человечества — есть лишним в мире людей!

Люди ждут от ангела чудес, забывая, что ангелы — Божьи вестники прежде всего. Настоящая вера, наверное, поэтому и настоящая, что не нуждается в чудесах, что человек верит, т. е. не имеет сомнения.

Ангел у Маркеса говорит на непонятном языке, но или не потому, что люди и не стараются его понять? Они не задумываются над тем, с какой целью прилетел ангел. О чем он хотел предупредить, исправить, о чем напомнить? над чем задуматься? о чем важно сообщить? Для этого не нужны слова, достаточно лишь самого появления неземного существа. Но людям подавай что-то более капризное, им интересно позабавиться с этого существа — повыдергивать перо, побросать в него каменьями, припечь накаленной железякой!

Так не ведут себя с животными, не то, что с человеком или тем паче с ангелом! Ангел, без сомнения, странный, и люди не менее странные. Как ужасно, что мы — такие.

Следует также подчеркнуть, что чудо, наверное, поэтому и является дивом, что оно таинственно, непонятное. Разгадывая сущность странного существа, жители поселка теряются в догадках: кто он — нищий? цирковой зверь? ястреб? сумасшедший? больной? путешественник? — не предоставляя важного значения крыльям. Бесспорно, Маркес, рассказывая о крыльях, имеет во внимании не концовки птиц, у него крылья — это олицетворение человеческих мечтаний, устремлений, духовного подъема. Ангел существо не материальное, а духовное. Больше того, писатель акцентирует внимание читателя на безграничном терпении ангела, с которым он относится к затеям людей.

А на большое терпение способен лишь тот, кто имеет большую любовь к людям.

Рассказывая об отношении к ангелу Элисенды и Пелайо, нужно акцентировать внимание на прагматизме этих людей: они берут плату за ангела и на вырученные деньги строят дом с балконом, не забывая, правда, поставить решетки на окна, чтобы в помещение не залетали ангелы! Языком нормальных людей это называется святотатством, не говоря уже о том, что здравым смыслом не объяснишь такого перевернутого мира человеческой морали. После этого не так уже и удивительно, что Элисенда выгоняет ангела со спальни веником, что он превратил ее жизнь в ад, так как умеет множиться и наполнять собой все помещения.

Понятно, что, когда ангел взмахнул крыльями, героиня чувствует себя в конце концов счастливой.

Нужно обратить внимание на очевидность литературной параллели: в произведении Кафки «Перевоплощение» все члены семьи перекрестились, услышав о смерти урода, у Маркеса Элисенда облегченно вздохнула, — и там, и здесь речь идет о потере человечности героями. Если у жителей поселка подлинность ангела вызывает сомнение, то в подлинности девушки-паука сомнения нет: ее можно рассматривать со всех сторон, можно ставить ей вопрос, причина ее преобразования целиком понятна. Страшная внешность и та грусть, с которой она рассказывала о своих несчастьях, — это зрелище, правдивое и поучительное, отворачивает внимание от ангела да и стоит дешевле!

Формально фантастические элементы в рассказе сращены с бытовыми деталями, однако за сутью они противопоставлены. Возникает вопрос: магическое или реальное содержит в себе правдивые ценности, которые человек не имеет права потоптать? Духовная бескрылость, низость людей очевидны.

Даже когда ангел покинул поселок, люди не поняли, для чего прилетает ангел, они не постигли настоящего дива. У ангела обновились крылья, а люди так и не смогли подняться над суетой, над меркантильностью.

Финал произведения. Возможно, разочарованный в людях, ангел бросает этот мир навсегда, не оставляя ему надежды на обновление. Возможно, выздоровевший от болезней, ангел в конце концов и осуществляет то, чего ждали от него люди: он создает чудо — взлетает в небо, создает не для того, чтобы у него поверили, создает, чтобы лишний раз доказать, что и чудо несостоятельно изменить того, кто не стремится к изменениям, итак — суть человеческого существования не в диве, а в природе человека, в его способности совершать высочайшее чудо: создавать в себе ЧЕЛОВЕКА.

Не ждать чудес, а просто по-человечески напоить жаждущего, пожалеть немощного, старого. А возможно, такая развязка намекает на возможность духовного прозрения и окрыление людей?




Странный ангел в странном мире по рассказу «Старик с крыльями»