Структура «Поэмы без героя» Ахматовой

«Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет. «Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,- пишет о ней Ахматова, — в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника еще осенью один небольшой отрывок.

«Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный и темный день, моей последней ленинградской зимы. Ее появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями.

В ту ночь я написала два куска первой части и «Посвящение». В начале января я почти неожиданно для себя написала

«Решку», а в Ташкенте — «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады.

Их голоса я слышу и вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи».

«Поэме без героя» Ахматова придавала принципиальное. значение. Это произведение, по ее замыслу, должно было стать своего рода синтезом важнейших тем и образов всего ее творчества. В ней нашли свое выражение некоторые новые

художественные принципы, выработанные поэтессой главным образом в годы Великой Отечественной войны, и среди них главнейший — принцип неукоснительного историзма.

Поэма начата в 1940 году. Хотя Ахматова неоднократно и очень настойчиво говорила об импровизаторском, чисто импульсивном характере своего творчества и любила объяснять те или иные его повороты и неожиданности внешними причинами, все же — 1940 год далеко не случайная дата. Я уже говорил, что именно в этом году она многое пересматривает, в том числе и в своем прошлом. Тогда же был в основном закончен «Реквием», писавшийся, как уже говорилось, с большими перерывами.

Так или иначе, но к началу работы над поэмой Ахматова пыталась в различных формах синтезировать большие пласты эпохи. В ее творчество входило историческое понятие Времени:

Меня, как реку, Суровая эпоха повернула… Северные элегии

В «Поэме без героя» она возвращается далеко назад: время действия ее произведения-1913 год. Он назван в поэме «последним», и это верно: он действительно был последним мирным годом романовской империи, отметившей тогда свое трехсотлетие. Празднично и пышно убранный фасад государственного здания тщательно и затейливо маскировал неотвратимо приближавшийся конец.

Из ранней лирики Ахматовой мы помним, что неясный тогда для нее подземный гул уже тревожил, ее поэтическое сознание и вносил в стихи мотивы приближающейся катастрофы, всеобщей гибели и мрака. Этот смятенный, глубоко тревожный и мрачный облик «последнего года» Ахматова перенесла и в свою поэму:

Крик петуший нам только снится, За окошком Нева дымится, Ночь бездонна и длится, длится Петербургская чертовня… В черном небе звезды не видно, Гибель где-то здесь, очевидно, Но беспечна, пряна, бесстыдна Маскарадная болтовня Поэма без героя

Ø Я забыла ваши уроки, Ø Краснобаи и лжепророки!.. Ø Поэма без героя

Таких уничтожающих характеристик в поэме немало. Недаром именно эта сторона произведения вызвала обидчивые нарекания со стороны тех, кто счел возможным узнать себя в том или ином изображенном Ахматовой облике. «…Их обвинения, — писала она, — сформулировал в Ташкенте X., когда он сказал, что я свожу какие-то старые счеты с эпохой и с людьми, которых или уже нет или которые не могут мне ответить».

Ахматова права: она, конечно, не сводит счетов, что было бы слишком мелко и странно для поэмы такого типа, но она, безусловно, судит эпоху — бескомпромиссно и жестко, как она того и заслуживала.

Чего стоит, с этой точки зрения, хотя бы тот факт, что все герои «Поэмы без героя» — ряженые. Перед нами маскарад, карнавал, лица без лиц, одни лишь тени, одни лишь названия, не соответствующие своим прямым смыслам. Но ряженой, маскарадной, призрачной была ведь и сама эпоха 1913 года — с Распутиным, с эпидемиями самоубийств, с предчувствиями конца, «оправдывавшими любое кощунство…

Безошибочное художественное чутье продиктовало Ахматовой именно этот сюжет: вереница маскарадных лиц и в центре — самоубийца. Перед нами развертывается карнавал, но за галереей потешных лиц неотступно маячит тень трагедии, подлинная кровь и подлинная смерть. Какою же ценой оплачен этот трагический фарс?

Ахматова отвечает прямо: ценой совести. И в сущности. ее поэма есть Поэма Совести.)

В самом деле, в центре произведения находится, как известно, хорошо знакомая старым петербуржцам история несчастной любви юного поэта, двадцатилетнего драгуна к известной в те годы актрисе Суворинского театра Ольге Афанасьевне Глебовой-Судейкиной.

В поэме она выведена под именем Путаницы-Психеи. Этот странный маскарадный псевдоним связан с двумя ролями, которые Глебова-Судейкина исполняла в те годы, играя в пьесах Юрия Беляева «Путаница». Ахматова и прежде, еще до «Поэмы без героя», не однажды писала о ней: эта женщина, известная актриса и петербургская красавица, привлекала ее внимание сочетанием красоты и гибельности. «Пряная эпоха 1913 года»,_ с ее отчаянностью, распутством и разлитым в воздухе ощущением конца, эта эпоха как бы сконцентрировалась и в образе Путаницы — Психеи, и в истории, которая приключилась с ее возлюбленным.




Структура «Поэмы без героя» Ахматовой