Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»

Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, «миллионщики» и т. д. Народ непосредственно не показан в поэме, не считая слуги Петрушки, кучера Селифана и еще нескольких эпизодических лиц. Это не значит, что жизнь народа осталась за пределами поэмы. Но на переднем плане представлены привилегированные сословия. К ним и относится название поэмы «Мертвые души», потрясшее, по словам Герцена, всю Россию. Гоголь с необычайной силой вскрыл паразитизм и разложение

господствующих сословий, живших за счет крепостного права.

Появление «Мертвых душ» показало, что крепостничество порождает не только экономическую отсталость, но и моральное разложение дворянства. Раскрытие духовного омертвения привилегированных сословий определило центральную идейно-творческую задачу автора. Для решения ее нужно было найти соответствующий сюжет и оригинальную композицию.

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Покупка «приобретателем» Чичиковым мертвых крестьянских душ, которые числятся по документам живыми,- операция более чем странная. Но Чичикову для лучшего

ведения своих торгово-финансовых дел надо было считаться богатым человеком. Кроме того; скупая за бесценок мертвые души крепостных, он намеревался продать их в так называемый опекунский совет в качестве живых и получить таким способом изрядную сумму денег. Следовательно, изображение стяжательских сделок героя стало движущей пружиной сюжета.

Скупая мертвые души, Чичиков объезжает дворянские усадьбы, знакомится с помещиками и чиновниками губернского города. Перед читателем как бы проходит жизнь всей сословно-помещичьей Руси — уродливая, погрязшая в алчности, своекорыстии, глупости и безделии. Так частное событие «похождения» «подлеца-приобретателя» позволяет Гоголю широко обозреть общественные пороки.

В поэме выведена целая галерея типов, каждый из которых представляет ту или иную ступень нравственного разложения. Вводная глава знакомит нас с Чичиковым и губернским городом. 2-6-я главы посвящены помещикам.

В 7-10-й главах даны «губернские» картины, I 1-я глава характеризует социальное происхождение Чичикова и общественно-исторический смысл его порочной практики. Завершается том вдохновенными словами автора о Руси -«птице-тройке», устремляющейся к светлому будущему, свободному от постыдного предпринимательства. Композиция поэмы проста по внешнему оформлению.

В ней значимы каждая деталь, каждое событие. Кульминация приходится на 10-ю главу, когда обитатели губернского города узнают о плутнях Чичикова. Возбуждение достигает предельного накала. Закон должен сказать свое слово.

Но… прокурор, взволнованный слухами о небывалом преступлении, внезапно умирает.

Необычна жанровая структура «Мертвых душ». Сатира на крепостной строй соединена у Гоголя с глубокими раздумьями о России, перспективах ее развития. Так появляются многочисленные лирические отступления.

Сочетание обличительных сцен с лирически приподнятыми словами о могуществе родины не разрушает художественной целостности повествования. «Всякое отрицание, чтобы быть живым и поэтическим,- писал В. Г. Белинский,- должно делаться во имя идеала».

Что же стало основным объектом «восторженного смеха» Гоголя? Часто говорят, что в поэме со всей беспощадностью выявлено экономическое оскудение крепостной Руси. И все же главный акцент Гоголь делает на моральном разложении личности. Стремление писателя разобраться в причинах паразитизма, показать его многоликость отразилось в системе образов, компоновке событий.

Портреты помещиков даны по степени нарастания в них духовной червоточины. Галерея помещиков открывается образом Манилова, а завершается «прорехой на человечестве»- Плюшкиным.

В Манилове еще сохранились черты располагающего к себе человека. Он гостеприимен, добр. Черты лица его «не были лишены приятности», он «белокур, с голубыми глазами».

Но дыхание мертвенности уже коснулось его. За «приятностью» Манилова, в которую «чересчур было передано сахару», скрывалось полное безразличие к окружающему миру и пустота. Хозяйством своим он не занимался, в «кабинете» его два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице. Время свое помещик проводил в праздных мечтаниях.

Впрочем, было еще одно занятие, которому предавался герой в часы мечтательного вдохновения. На окнах его «кабинета» высились горки выбитой из трубки золы, «расставленные не без старания очень красивыми ряДками». С помощью таких подробностей автор раскрывает никчемность героя, лишенного характера, «задора», хотя бы самого курьезного, например желания «лихо пообедать» или «заломить угол» в карточной игре «какому-нибудь бубновому тузу».

Манилов — первая ступень человеческого омертвения, когда пустая мечтательность становится заменой полнокровной жизни. Вторая ступень — Коробочка. Она постоянно в хлопотах, трудах по домашнему хозяйству. И это выгодно отличает ее от Манилова, хозяйство которого «шло как-то само собой». Небольшой дворик Коробочки полон живности, домашний огород радует довольством, ухоженностью, да и в «мешочках», упрятанных в доме по разным комодам, было припасено немало цел-ковничков.

Добротное и безобидное с виду существование! Но парадокс в том, что бережливость и размеренность ее небольшого хозяйственного мирка — качества сами по себе достойные похвалы — не делают Коробочку человечнее и лучше. Она -«дубинноголовая», потому что вся ее суета никому не приносит пользы и осуществляется ради накопительства. Трагедия ее усугубляется тем, что Коробочка не осознает бесцельности своего «хозяйствования». После продажи мертвых крестьянских душ она одет в город, чтобы узнать, какая теперь на них цена и не продешевила ли она Чичикову.

Подобно Манилову, Коробочка увлечена призраком, а не самим существом жизни. В конце главы автор сопоставляет ее с аристократкой, которая, зевая за недочитанной книгой, думает не о том, «что делается в ее доме», а о том, «какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм». На первый взгляд, сравнение неожиданно. Но оно усиливает типичность образа.

Здесь мы подходим к пониманию самой существенной черты дарования Гоголя — его умения показать через малоприметное, обыкновенное нечто глубинное, относящееся к психологии и поступкам многих и многих людей.




Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»