Судьба поколений тридцатых годов в лирике

Тысяча восемьсот тридцатые годы. Что это за время для России и ее народа? Как оно влияло на формирование мировоззрения молодого поколения, вступившего в жизнь после поражения декабристов?

После провалившегося восстания декабристов в сознании поколения тридцатых годов все оказалось перевернутым и переосмысленным.

В стихотворении «Дума», относящемся к теме судьбы молодого поколения, Михаил Юрьевич Лермонтов говорит о том, что после того, как стремление декабристов к освобождению страны, ее трудового народа обернулось для них

казнями, ссылками в Сибирь, каторгой и тюремным заключением, молодое поколение не решится продолжать революционные идеи своих отцов:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

С юношеских лет они увидели, как люди, несущие благородные идеи в массы, не склонившиеся под властью, не смирившиеся с несправедливостью, противоборствующие ей, потерпели поражение.

И будущее многих незаурядных умов его поколения обречено на бессмысленное существование, смирение с действительностью из-за невозможности в современных

условиях найти применение лучшим человеческим стремлениям:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Отныне ирония, безверие, сомнение, разочарование явились подлинными социальными чувствами людей того времени. Ярким примером человека того поколения является Печорин, главное действующее лицо романа «Герой нашего времени» Лермонтова. Он обладает высокой культурой, умом, но он несчастлив, разочарован в своей жизни.

Утратив идеалы и нравственные ценности, он мечется в поисках достойной жизни, но так и не находит применения себе и своим силам.

Еще одним произведением поэта, где звучит тема судьбы молодого поколения, является стихотворение «Монолог»:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем.

Таким образом, поколение тысяча восемьсот тридцатых годов, вступившее в жизнь после поражения декабристов, обречено на бездействие. В лишении возможности действовать заключается социальное отчаяние, охватившее современников поэта, и его самого.




Судьба поколений тридцатых годов в лирике