Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»&;;;;;#039
Роман «Мастер и Маргаита»- один из последних романов М. А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично совместил трагико-патетическую историю — об Иешуа и сатирическое повествование жизни Москвы 20-30-х годов. Булгаков нанимал, что роман не будет напечатан, но упорно продолжал над ним работать.
Однажды, уподобившись своему герою, даже сжег рукопись, но потом восстановил ее по памяти. Роман писателя о всепобеждающей силе любви и творчества впервые
Кто такой Мастер, главный герой романа? Он появляется не в начале повествования, а лишь в 13-й главе. Из истории; рассказанной в психиатрической клинике им самим Ивану Бездомному, читатель узнает о судьбе этого человека. В их диалоге впервые звучит слово,, заменившее: им» героя и вынесенное в заглавие романа. «Вы — писатель?» — с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я — мастер…» «Мастер», а не писатель, потому что писатели, претендующие на звание
Для этого они готовы прибегнуть к злобным взаимным разоблачениям и писать все, что требовали от них вышестоящие инстанция. В психбольнице читатель видит Мастера сломленным, примирившимся; со своей судьбой, подавленным, отказавшимся от своего творчества к от любви. Что же произошло с ним? Призванием Мастера была деятельность художника.
По образованию он был историком, но, не имея средств к существованию, «он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев и, кроме того, занимался переводами». Мастер знал пять языков, в том числе греческий и латинский. И вот судьба дала ему шанс изменить свою жизнь: он выиграл по облигации ста тысяч рублей. Теперь он мог оставить службу, чтобы приступить к созданию большого произведения, в котором мог бы выразить, самого себя и свое время.
Свой выигрыш он употребил на то, чтобы — еоздата себе условия, для творчества. Купил книги, о которых упоминает в своем рассказе Ивану Бездомному: «во второй совсем маленькой комнате… книги, книги и печка». Неудивительно, что такая, серьезность подготовки Мастера к созданию романа о Понтии Пилате поражает малообразованного Ивана Бездомного и что в нем происходит переломе он решает больше не писать стишков. Для своего романа Мастер выбрал историческую тему — распятие Христа. В событиях прошлого Мастер искал аналог той эпохи, в которой ему выпало жить.
Рассказывая о закате античной культуры, он хотел указать своим современникам на недостатки к пороки общественной жизни 30-х годов. По словам Мастера, «и я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Критика не только осудила роман, но начала гонения на автора. Не выдержав клеветы, унижений, Мастер сжег рукопись романа и в тот же взчер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Теперь его уже ничто пс радовало.
Он был так подавлен, что говорил Маргарите: «Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую — оставь меня. Ты пропадешь со мной». После нескольких месяцев ареста в таком угнетенном состоянии он добровольно пришел в психиатрическую больницу.
Он ничего больше не хотел: ни писать, ни любить. Полная разочарованность и апатия овладели им. Он изолировал себя от жизни, проявив малодушие и слабость.
Его можно понять, ведь не все люди борцы. Мастер во всем разуверился и покорился обстоятельствам. А без веры, по Булгакову, человек никогда не добьется справедливости и не будет счастлив.
Вот Маргарита верила в Мастера, в его роман, в любовь, поэтому нашла. в себе силы вернуть любимого человека и убедить его не отрекаться от жизни. Веря в добро и справедливость, Маргарита поняла, что Воланд ей поможет спасти Мастера: «Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной». И вот Маргарита вознаграждена. Она со своим возлюбленным снова в той самой квартире, где была счастлива с Мастером.
А Воланд возвратил Мастеру сожженный экземпляр рукописи. Словами героя романа Булгаков утверждал, что «рукописи не горят». Это выражение как нельзя лучше объяснил Б. Сарнов: «…рукопись романа, написанного Мастером, —
Это лишь внешняя оболочка созданного им произведения, его тело…..
Но помимо тела у рукописи есть еще душа. И она — бессмертна». Поэтому Воланд дал возможность Мастеру закончить своз произведение, чтобы освободить героя, Понтия Пилата, от мук совести, так как он видит одно и то же — лунную дорожку, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что «…он чего-то не договорил тогда… четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» И Мастер, крикнув одно слово «свободен», завершил свой роман и свою историю. Воланд подарил Мастеру с Маргаритой вечный покой, к которому так стремился художник.
Мастер со своей подругой направился по песчаной дороге «к вечному их дому… Кто-то отпускал на свободу Мастера, как сам он только что отпустил им созданною героя…».
Да, Мастер «заслужил покой», но лишек «света». Почему? По словам исследователя творчества М. А. Булгакова И. Виноградова, «в какой-то момент он поддается страху, поддается отчаянию, не выдерживает враждебности, клеветы, одиночества».
Наверное, поэтому и не заслужил «света».
Судьба художника в булгаковском романе представлена как общечеловеческая драма, поэтому автор и свел в одном условном художественном времени и пространстве древний Иерусалим в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина. Но все-таки конец романа звучит жизнеутверждающе, потому что сам М. А. Булгаков верил, по словам В. Лакшина, «в закон справедливости, правого суда, неизбежного возмездия злу».
Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»&;;;;;#039