Суриков, В ночном. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения?

Сказочные герои в этом стихотворении взяты из «бабушкиных сказок». Какие это герои? Докажи­те, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей — герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном.

Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер, свет от кото­рого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжела­тельно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями сти­хотворения? Леший, змей и ведьма — участники многих

сказок.

В одних сказках о них только упоминается, в других они — глав­ные герои. В «весенней сказке» «Снегу­рочка» вы встречали лешего, а ведьму и змея — во многих русских народных сказ­ках и сказках других народов. Но в народ­ных сказках эти герои никогда не бывают в центре повествования.

Обычно сильные и смелые главные герои сталкиваются с их кознями и в тяжкой борьбе с ними по­беждают злобных и страшных врагов.

Что общего видите вы в рассказе «Бежин луг» и в стихотворении «В ночном»? Что их отличает? По­пробуйте дать обоснованный ответ.

И в рассказе «Бежин луг», и в стихотво­рении

«В ночном» авторы рассказывают об обычной по тем временам заботе дере­венских мальчишек: пасти лошадей на лугу по ночам, потому что днем живот­ным мешали щипать траву многочислен­ные насекомые. Это было серьезным де­лом подростков: лошади в крестьянской семье были ценной рабочей силой, и важ­но было, чтобы они были сыты.

И. С. Тургенев рассказал о реально про­исходившем событии: пятеро мальчиков пасли лошадей на Бежином лугу, в Орлов­ском крае. Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую ночь, и каждого из ребят, слышим их рас­сказы у костра.

И. 3. Суриков в своем стихотворении рисует, как несется табун лошадей по пу­ти в ночное, и немного говорит нам о том, какие мысли и чувства возникают в созна­нии ребятишек, когда становится темно и разыгрывается их фантазия. «Вот с мет­лой несется ведьма», вот — «мчится ле­ший», «змей летит крылатый»… «Детям боязно». Спасаясь от своих страхов, они разводят костер.

Тургенев рисует панораму событий и характеров. Суриков дает общую поэтиче­скую картину события.

Представьте себя героем стихотворения Сури­кова. Запишите свои впечатления.

Предлагаем прочитать рассказ одного шестиклассника.

«Мы с одноклассниками гоняли табун лошадей из своей деревни в ночное. Лоша­ди паслись рядом с нами и нам не меша­ли. Но нас пугала темнота окружающей ночи. И мы старались избавиться от своих страхов, разведя большой костер из сучь­ев, которые привезли с собой. В отличие от мальчиков на Бежином лугу, мы не стали рассказывать страшных историй, которые случались с нами или нашими знакомыми.

Мы стали спорить о фильме, который тогда передавали по телевиде­нию, — о сериале «Семнадцать мгновений весны». Спор шел о том, когда Штирлиц мог вернуться на Родину».

Чем стихотворение «В ночном» напоминает народные песни? Стихотворение И. 3. Сурикова «В ноч­ном» напоминает народные песни рядом признаков: сюжетом — рассказом о том, что происходит с исполнителями песни; образами, взятыми из народных сказок ; стихотворным раз­мером — многие народные песни написа­ны хореем.

Определите характер звучания рифм в стихо­творении Сурикова. Напомним, что рифмы по ха­рактеру звучания различаются на точные, неточные и приблизительные, богатые и бедные, составные.

В стихотворении И. 3. Сурикова, как и во многих народных песнях, есть строки, в которых мы видим рифмы, но есть стро­ки, в которых рифм нет.

Выделим рифмующиеся слова:

………………………………..лесами

……………………………….. село

……………………………….. неба

………………………………..заалела

………………………………..топот

……………………………….раздается:

……………………………….в ночное

……………………………….несется.

………………………………за гриву,

………………………………в поле.

………………………………в веселье,

………………………………воля!

Как видим, рифмы в этом стихот­ворении — во второй и четвертой строках каждой строфы. Эти рифмы можно на­звать неточными или приблизительными.




Суриков, В ночном. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения?