Сущность теории «эпического театра» в связи с пьесой «Мамаша Кураж и ее дети»
Теоретическое комментирование сочетается в ней с пониманием Брехта сущности реализма. Через реализм драматург искал путь воздействия на зрителей, которых он сталкивает с неприкрашенными конфликтами мира.
Но вместе с тем, будучи новатором, Брехт пришел к мысли, что изображение органической ненадуманной сущности жизни может вызвать у зрителей фатальное отношение к конфликтам.
Недаром теоретики критического реализма возводили эстетику реализма к философии Спинозы, исключающей этическую оценку мира и предполагающей в качестве идеала
При анализе «Мамаши Кураж» следует иметь в виду двуплановость этой пьесы — воспроизведение объективной жизни, где добро и зло смешаны, эстетическое содержание характеров, и голос самого
Характеры героев обрисованы во всей их сложной противоречивости. Это создает шекспировскую многомерность, иллюзию органически текущей жизни.
Наиболее интересен образ Анны Фирлинг, мамаши Кураж. Многогранность Кураж вызывает разнообразные чувства зрителей. Она привлекает глубоким и трезвым пониманием жизни. Будучи маркитанткой, она знает цену окружающим ее людям:
«Людская продажность, что господня благость, на нее вся надежда».
Проводя всю жизнь на Тридцатилетней войне, мамаша Кураж глубоко равнодушна к идеологическим причинам этой войны. Она водружает над своим фургоном то лютеранское, то католическое знамя. Она идет на войну в надежде на большие барыши:
Кому в войне не хватит воли, Тому добычи не видать… Коль торговать, не все равно ли Свинцом иль сыром торговать?
Объясняя позицию своей героини эпохой, Брехт далек от ее оправдания. По мнению Брехта, человек не должен подчиняться отрицательным велениям времени, не должен заглушать в себе духовные импульсы. Опыт всей жизни убеждал мамашу Кураж в том, что без фургона она пропадет на войне, а материнские чувства заставляли ее всем пожертвовать ради спасения сына. Для Кураж главное — согласие с реальным бытием, для Брехта значение человека определяется его способностью отрицать негативные стороны жизни, бороться за ее преодоление. Конфликт между практической мудростью и эстетическими порывами представлен через противопоставление двух антиподов — мамаши Кураж и ее дочери — немой Катрин.
Говорливой Кураж противостоит немая, мычащая Катрин. Видя приближение врагов к спящему городу, она, несмотря ни на угрозы, ни посулы, ни на смерть бьет в барабаны и этот безмолвный подвиг девушки перечеркивает все многословные самооправдания ее матери.
Реализм Брехта проявляется в пьесе не только в обрисовке главных характеров и в историзме конфликта, но и в жизненной достоверности эпизодических лиц. Это придает ей шекспировскую многокрасочность, напоминающую «фальстафовский фон». Каждый персонаж живет своей автономной жизнью, со своей судьбой, своим прошлым и будущим.
Но в отличие от хроник Шекспира, в исторической пьесе Брехта нет шекспировского многообразия социально-исторических конфликтов. Все действие подчинено раскрытию центрального конфликта в его этическом осмыслении.
Помимо раскрытия конфликта чисто эстетическими способами, посредством столкновения характеров Брехт дополняет картину жизни в пьесе зонгами, в которых дано непосредственное понимание конфликта. Наиболее значительна «Песня о великом смирении» Кураж:
Было время — я была невинна Я на род людской глядела сверху вниз. Я не знала, что такое «половина», И не знала слова «компромисс». А скворец поет: Потерпи-ка год!
И, затаив свои мечты, Со всеми в ряд шагаешь ты, Увы, приходится шагать И ждать, ждать, ждать! Наступит час, настанет срок! Ведь человек же ты, не бог — Лучше промолчать!
Это квинтэссенция мудрости Кураж, досказанная и додуманная за героиню самим Брехтом. Это сложный вид очуждения, когда автор выступает словно от лица самой героини, заостряет ее ошибочные положения и тем самым спорит с ней, внушая читателю сомнения в мудрости «великого Смирения».
Вся пьеса, критически изображая практическую, полную компромиссов «мудрость» героини, представляет собой непрерывный спор с «Песней о великом Смирении». Мамаша Кураж не прозревает в пьесе, пережив потрясение, трагический опыт ничему ее не научил. Катарсис, пережитый ею, оказался совершенно бесплодным.
В этом финале наиболее глубоко проявляется мудрость Брехта. Он утверждает, что восприятие трагизма действительности только на уровне эмоциональных реакций не является познанием мира, и мало чем отличается от полного невежества.
Сущность теории «эпического театра» в связи с пьесой «Мамаша Кураж и ее дети»