Свобода и независимость как основные понятия
Главный предмет экзистенциального общения — смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. Экзистенциалисты различают «бытие» и «существование». «Бытие» относится к окружающему человека природному и социальному миру, а «существование» — к внутренней жизни человека, к его индивидуальному «я».
«Существование» — это индивидуальная жизнь, наполненная переживанием отношений человека с миром. С другой стороны, «существование» понимается как постоянное «экзистирование» т.
Это состояние характеризуется как «забота» или «забегание вперед», как осуществление личностью своего «проекта». При этом экзистенциональная психология утверждает единство индивида в мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, — это разрыв целостности человеческого существования.
Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за свою жизнь и происходящее в мире.
Вот почему свобода рассматривается экзистенциалистами как фундаментальная характеристика человеческого
Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения и др. Необходимо выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в человеке стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, умение управлять собой. Индивид не пешка в руках среды и не порождение инстинктов или потребностей. Он обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование.
Лишь актуализируя свой потенциал люди, могут жить аутентичной жизнью. Вина может проявляться в ограничении возможностей своего существования или отказе от них, или в зависимости индивида от среды, позволяя другим управлять собой.
Люди свободны выбирать любую жизнь, бытие — это возможность отношения к тому, что мы встречаем. Становление человеком — сложный проект, и немногим удается его выполнить. Свободный выбор сознателен. Это означает, что человек несет бремя ответственности за этот выбор, он не может снять с себя эту ответственность, апеллируя к спонтанности автономного бессознательного. Опыт индивида не должен сводиться к научным понятийным конструкциям, а интерпретироваться в его собственных терминах.
Мир безумца — осмысленный мир, даже если это не наш смысл. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой.
Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и личности. Глубокое беспокойство и депрессия аннулируют будущее. В тех случаях, когда субъект не открыт своему будущему он начинает осознавать себя одиноким, его внутренняя проекциональность мира свертывается, а потенциальные ресурсы блокируются. Только когда человек осознает и ощущает себя самореализованным и автономным, следовательно, аутентичным, он может самозащититься от различных неврозов и психодефектов. В каждом человеке предполагается активная воля к здоровью и актуализации собственного потенциала.
Люди становятся деструктивными в случае искажения, отвержения или фрустрации их внутренней природы. Отличительными чертами самоактуализирующегося человека являются ориентировка на реальность, спонтанность, центрированость на проблеме, а не на себе, автономность и независимость, а также способность к трансценденции.
Гуманистическая наука в таком понимании поднимает вопрос о глубинных сторонах человеческого бытия, о свободе и ответственности, о ценности и смысле жизни, о высших достижениях человеческой природы. Важным является главный вопрос экзистенциалистов о свободном человеческом существовании в мире, о построении своего жизненного пути, об ответственности за свою жизнь. Свобода… новое время открывает для человека возможность выбирать, но многие люди оказываются не готовыми выбирать.
Они не знают, как и что выбирать, не ощущают ответственности за свой выбор, не умеют желать, проявлять волю, принимать решения и оставаться им верными. Изоляция. Во всем мире происходит разрушение традиционных общинных связей и одновременно наблюдается рост самосознания.
Озабоченные проблемами развития своего самосознания люди склонны изолировать себя от других в ответ на угрозу зарождающемуся у них чувству «Я». Однако природа человека такова, что подобного рода изоляция также вызывает дискомфорт. Путь, альтернативный изоляции, — все-таки вступать в общение, несмотря на угрозу своему внутреннему самоощущению.
Этот путь предполагает развитие у себя ощущения внутренней силы, чувства уверенности, самобытности. Люди должны учиться испытывать подлинную стимулирующую любовь, приобретать навыки относительно того, как предлагать ее другим, уметь быть преданными другому и одновременно аутентичными в отношениях с этим другим человеком. От тревоги, связанной со смертью, люди защищаются — верою в свою особенность, собственное бессмертие и неприкосновенность — верою в земного спасителя, который придет на помощь в последний момент, такими спасителями могут быть народный целитель, знахарь.
От тревоги, связанной со свободой, люди защищаются посредством таких форм активности, которые помогают человеку избежать осознания ответственности за собственную жизнь: — серийное поведение — перенос ответственности на других людей — изображение себя невинной жертвой От тревоги, связанной с изоляцией, люди защищаются тем, что перестают относиться к другим, как к самим себе: — начинают манипулировать ими, использовать их для удовлетворения своих потребностей — подчиняют себя другим. Общение между людьми может служить опорой в процессе восстановления личности, также можно компенсировать коммуникативные дефекты. Также происходит мобилизация созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности.
Свобода и независимость как основные понятия