Своеобразие сатиры В. В. Маяковского
В ранней поэзии В. Маяковского, проникнутой пафосом антибуржуазности, возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я»: бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами — эпатировать их. Для футуризма это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей;Вот вы, женщина, — на вас белила
Еще в дореволюционной сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал, традиционный для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, ирония звучит уже в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь, но гимны Маяковского — это злая сатира.
Его герои — это судьи, унылые люди, которые не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся
Герои стихотворения, те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении поэт применяет синекдоху, когда вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смертиДля новой эры?!Желудку ничем болеть нельзя, Кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. И сатирическая направленность поэзии В. Маяковского меняется.
Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта. В первые годы после революции это стихи, которые составляли «Окна РОСТА», то есть Российского телеграфного агентства, выпускавшего агитационные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник-иллюстратор.
В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен: например, «Во Францию два гренадера» или известная по шаляпинскому исполнению «Блоха». Персонажи их — белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи — непременное цилиндре и с толстым животом.
Маяковский предъявляет к новой жизни максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически обличают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». Последнее создает гротескную картину. В том, что сидят «людей половины», не только реализация метафоры: люди разрываются пополам, чтобы все успеть, — но и сама цена таких заседаний.
В стихотворении «О дряни» к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета: на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам.
Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщающее значение.
Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Например, в «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно услышать перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти большевиков всему и всем давать имена героев.
Так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, ко вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан». В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов. Руку само подымает перо, И сердце вскипает песенным даром. В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловыо-трелеру. Настроение — Китайская чайница! И вдруг на стене:-Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! — И сразуСердце за удила. Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:-Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки? — Прошел я, глаза к земле низя,.только подхихикнул, ища покровительства, И хочется задать вопрос, а нельзя — Еще обидится правительство!
Происходит конфликт естественного человеческого чувства с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается. весенней картиной, которая рождает радостное настроение; самые обыденные явления вроде перрона вокзала вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В. Маяковский находит удивительное сравнение:. «Настроение — китайская чайница!» Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного.
И все это перечеркивается бессмысленным канцеляризмом.
Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого контроля и запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово «чайница» рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и двойственные ему неологизмы: трелеру, низя — деепричастие от несуществующего «низить».
Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения — не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикоя», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хорошо!». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах, которые и сегодня звучат очень современно.
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского