Своеобразие творческого дарования В. В. Маяковского

Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись — все это разные стороны его гения. Даже спустя семьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаем задавать себе вопрос: каков он, талант Маяковского? мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал?

Для литературного таланта Маяковского характерно прежде всего владение многообразием стилей, жанров, которые он использовал. В ранний период творчества он примыкает к литературному течению футуристов:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши

краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

Образность, использование цветов как символов, развернутость метафор, краткость стихотворных построений — вот качества, почерпнутые Маяковским у модернистской поэзии. Но уже в послеоктябрьском периоде поэзия Маяковского совсем другая. Здесь появляется тот самый четкий, жесткий, размеренный ритм, который нам так знаком:

… Гоудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!

В этом отрывке каждое слово звучит как удар молотом, как смертный приговор. Здесь мастерство

Маяковского проявляется в полной мере.

Любовная лирика поэта остается до сего времени для нас загадкой. С одной стороны, он воспевает любовь — она как факел, как звезда, как солнце. О ней он пишет как о неукротимой силе, к которой:

Ураган,

Огонь,

Вода

Подступают в ропоте.

Кто сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте…

Любовь как пожар — вот постулат Маяковского. Но с другой стороны, он считает неприемлемым «растранжиривать» свое время на такую «бесполезную» вещь. Перед нами предстают две ипостаси творца — человек-долг и человек-поэт, которые борются за право обладать великим талантом.

Маяковский известен не только как лирик, но и как, прекрасный писатель. Он пробует себя в прозе, драматургии. Его «Мистерия-буфф» в то время идет в одном из театров Петрограда.

Для него нет ничего недоступного — он пытается охватить весь спектр литературного творчества.

Маяковский проявляет себя даже как творец языка. Серпастый-молоткастый, леева, орлий, оголь — слова, знакомые нам с детства. Неологизмы, придуманные и использованные им в стихах и поэмах, живут и употребляются по сей день.

Работа в «Окнах РОСТА» сыграла большую роль в художественном развитии Маяковского. По его собственным словам, он «…очистил язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Проявляется еще один талант Владимира Маяковского — талант живописца. Целые поколения людей вырастали, смотря на его агитплакаты и читая подписи под ними:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

Едкость, злободневность, яркость, точность — все это есть в стихотворениях Маяковского.

Агитационное дарование поэта стало проявляться в его публичных выступлениях. Никто не мог так, как он, выступать на митингах. На собрании рабочих в Нью-Йорке «тысячи искрящихся глаз были устремлены на эстраду. Ждали с затаенным дыханием «богатыря новейшей советской поэзии»».

Маяковский вел людей за собой, даже «наступая на горло собственной песне».

Помимо всего этого, Маяковский обладал еще и потрясающими организаторскими способностями. Именно он являлся вместе с Давидом Бурлюком «отцом-основателем» русского футуризма. На его плечах был такой гигант литературной индустрии, как «ЛЕФ».

И при этом он находил время устраивать творческие вечера, поездки по стране, за рубеж и писать, писать, писать…

Маяковский является весьма неординарной фигурой и личностью, многогранным талантом. Он сумел в своем творчестве воплотить целую эпоху — время самоотверженных строителей своего будущего, время свержения самодержавия, время перелома.

«У каждого поэта своя драма…» — писала Анна Ахматова. Была она и у В. Маяковского. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских новых мещанах, «дряни».

Ранний Маяковский, тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы, поставил свой талант на службу новой жизни, которая практически предала его, не оправдав надежд.

Некоторые думают, что стихи В. Маяковского надо кричать, надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой.

Наоборот, душа его жаждет дружбы, любви, понимания.

Цельность натуры поэта, человеческая порядочность, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов обособляли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Это рождало протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.

В своих лучших, по-настоящему лирических стихах поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем: ведь люди рождаются для счастья.




Своеобразие творческого дарования В. В. Маяковского