Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века

Николай Гумилев прожил короткую жизнь — всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе «серебряного века».

Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, первом десятилетии ХХ века он приобрел широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.

Свой путь в поэзию Гумилев

начал со сборника «Путь конквистадоров» . Лирический герой раннего Гумилева — романтический герой. Он видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти, но перед мечтой не отступит. Завоевать весь мир означает для поэта увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, баобабы, верблюдов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами.

Свою поэзию Н. Гумилев называл Музой Дальних Странствий. Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всю жизнь. Возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его

дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Н. Гумилева. Его романтический герой противопоставляет себя скучной, обыденной жизни мещан:

Не по залам и по салонам,

Темным платьям и пиджакам —

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь Дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

В августе 1914 года Н. Гумилев идет добровольцем на войну. Тема войны не могла не отразиться в его творчестве. Поэт писал о себе в 1920 году :

Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, беспокойный путь,

Но Святой Георгий тронул дважды

Пулею не тронутую грудь.

Возвращение в Россию после войны — это возвращение к ее истории, к ее традициям, к ее духу. «Золотое сердце России мерно бьется в груди моей» — строки, которые могут стать эпиграфом к поздним произведениям Гумилева, открывшим для себя после дальних странствий Родину, Россию.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» — своего рода метафора жизненного пути поэта и человека вообще. Жизнь непредсказуема и тем интересна, стремительна, неуловима, словно чудо-трамвай. Чтобы все успеть, увидеть все краски жизни, нужно всего лишь сесть на этот трамвай. Но «трамвай» здесь — это и символ России, которая вынуждена переживать не только времена радости и мира, но и времена хаоса, в неизвестность, в «бездну времен»:

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен…

В этом стихотворении поэт осмысляет будущее России, пережившей революцию 1917 года. Известно, что Гумилев не принимал власти большевиков, большевистского переворота. Поэтому в его поздних стихах звучит тревога за свою родину. Но, в то же время, поэт понимал, что бездна времен, хаос в конце концов иссякает.

Остается простая, многогранная, глубокая, вечная жизнь.

Романтик, поэт, путешественник, воин, Н. С. Гумилев занял в истории отечественной литературы, поэзии достойное место.




Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века