Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе «Война и мир»

В дворянско-аристократической среде удается сохранить человеческие свойства только таким людям, которые причастны к интересам народа и заключают в себе хотя бы частичку его духа. Чем ближе личность к трудовым массам, тем она совершеннее и чище в нравственном плане. И наоборот — отрыв от народа, презрение к его обычаям и нуждам приводит человека к духовному обеднению. Это положение раскрывается Толстым не умозрительно, а с помощью художественных картин, образов.

И здесь особое место занимает семья Ростовых.

Толстой с любовью характеризует

их быт, верность русским обычаям, душевную доброту, связь с народными традициями. Сцены с ряжеными, описание езды на тройке, охоты поданы в эпопее так, что вызывают ощущение близости Ростовых к народу. Мы узнаем, что в их семье не кичились графским родом, понимали нужды простого человека, не держали его в черном теле. Показательна в этом смысле сцена, когда доезжачий на охоте обругал графа Илью Андреевича за то, что тот прозевал волка. Барин не обиделся, не наказал своего холопа, находя его горячность естественной в момент азарта.

Понятно, что здесь, как и в некоторых других случаях, Толстой несколько идеализирует

отношения между помещиками и крепостными, если брать эти отношения в чисто социальном разрезе.

Но писатель намеренно избирал такие житейские ситуации, в которых сословные отношения оказывались как бы ослабленными и в человеке со всей очевидностью проступали его естественные качества. Тем самым Толстой раскрывал подлинную сущность героев, скрытую подчас за оболочкой светских условностей. Что касается социально-экономического положения крестьянства, то писатель не хуже других знал об ужасах крепостного права. Однако основную свою задачу он видел в изображении «героической стороны жизни русского народа», его нравственного величия.

Благотворное влияние народной среды на человека раскрыто в самом поэтическом образе эпопеи — Наташе Ростовой. Характер Наташи дан в развитии. Сначала это Девочка, немножко шаловливая, со своими детскими минами», потом — подросток, которому поскорее хочется стать взрослым человеком.

Затем она показана юной красавицей Москвы, способной увлечься как дурной красотой, так и подлинной. Наконец, мы видим ее в момент высшего духовного Озарения, когда Наташа посещает раненого Андрея, чувствуя себя глубоко виноватой.




Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе «Война и мир»