Связь замысла «Мертвых душ» с религиозно-нравственными исканиями Гоголя

Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать нравствен­но совершенных русских людей, а нравственное совершенство для Гоголя было связано с христианством, с божественными за­поведями.

Работая над «Мертвыми душами», Гоголь уверился в том, что в событиях, переживаемых им, проявляется Высшая воля. После тяжелой болезни, постигшей его, когда он на время оставил по­эму и начал писать давно задуманную пьесу, и неожиданного скорого исцеления он говорил: «…Я рад всему, всему, что ни случается со мной в жизни и, как погляжу я только, к

каким чуд­ным пользам и благу вело меня то, что называют в свете неуда­чами, то растроганная душа моя не находит слов благодарить не­видимую руку, ведущую меня».

Исследователь творчества Гоголя Юрий Владимирович Манн говорил, что замысел Гоголя был таков: во втором томе вывести в поэме значительные характеры, «приоткрыть завесу над кладе­зем, скрывающим «несметное богатство русского духа». Но он хотел, чтобы эти характеры были жизненными, чтобы «богат­ство» выглядело не призрачным и обманчивым, а реальным. Он хотел убедить «всякого» и к тому же провести ту мысль, что любой русский может достичь

желанного идеала, стоит только захотеть.

Но задуманная программа, считает Гоголь, не осуще­ствилась».

Гоголь считал, что «Мертвые души» пишутся медленно, ибо сам Гоголь является этому препятствием: «На каждом шагу и на каждой строчке ощущается такая потребность поумнеть и притом так самый предмет и дело связано с моим собственным внутренним воспитанием, что никак не в силах я писать мимо меня самого, а должен ожидать себя. Я иду вперед — идет и со­чинение, я остановился — нейдет и сочи\нение\».

Это признание означает, что Гоголь связывал процесс работы над вторым томом с самовоспитанием, с освобождением от соб­ственных недостатков и приобретением таких нравственных дос­тоинств, которые позволили бы писателю видеть дальше и глуб­же всех. В неудачах автор винил только себя: раз не увидел лучших людей, значит, не воспитал в себе умение видеть лучшее, не достиг высшей ступени совершенства.




Связь замысла «Мертвых душ» с религиозно-нравственными исканиями Гоголя