Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание Тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; Проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; Пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам. Пафос — высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни

писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены на осуществление высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей. Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и
принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос.

Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX — XX вв. приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к предвосхищаемому универсальному идеалу. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического.

Комическое — это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.

Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот. Художественная форма Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовая обстановка, пейзаж, сюжет ; Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление ; Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом. Схема анализа литературно-художественного произведения История создания. Тематика.

Проблематика. Жанровое своеобразие. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

Центральные персонажи. Сюжет и особенности построения конфликта. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

Речевой строй произведения. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. Место произведения в творчестве писателя. Место произведения в истории русской и мировой литературы. План разбора лирического стихотворения Дата написания. Реально-биографический и фактический комментарий.

Жанровое своеобразие. Идейное содержание: Ведущая тема. Основная мысль. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

Преобладание общественных или личных интонаций. Структура стихотворения: Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. Рифма и способы рифмовки, игра рифм.

Эвфония и звукозапись, другие виды звуковой инструментовки. Как вести краткую запись о прочитанных книгах Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение. Точное заглавие произведения.

Даты создания и появления в печати. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Схема анализа литературно-художественного произведения