Схоластическая литература
В ХVI-м веке в юго-западной Руси появилось в литературе новое направление, называемое схоластическим. В ХVI-м веке оно распространилось и в Московской Руси. Возникновение схоластической литературы связано с борьбой католичества с православием.
Известно, что в юго-западных русских областях, граничивших с Польшей, переходивших не раз то к полякам, то — обратно, к России, католики разными способами старались бороться с православием. Одним из этих способов было воспитание детей и юношей в католических иезуитских школах, в которых господствовала
Чтобы противодействовать католикам и защищаться от их стараний переводить детей и юношей в католичество, лучшая, просвещенная часть православных русских людей образовала при церквах братства и во многих городах открыли братские школы, созданные по образцу польских иезуитских школ. Из числа деятелей, защитников православия, особенно известно имя князя Константина Острожского, о котором уже было упомянуто. Им была основана типография, в которой была полностью напечатана Библия по-славянски. Православные решили защищаться от католиков их же собственным оружием: воспитанием
Науки, преподававшиеся в Киевской Академии и других братских школах, были схоластические. Что такое схоластика? Писатели и ученые схоластического направления придавали главное значение не внутреннему содержанию, а внешним формам литературы, внешним формам речи.
Они не старались найти что-нибудь новое, не стремились вперед в науке, но основывали все свои доводы и рассуждения, опираясь на мнения уже существующих авторитетов. Конечно, они ссылались на Священное Писание, но, кроме того, опирались и на нехристианские авторитеты; например, в области философии таким авторитетом для схоластиков был древний писатель Аристотель; в области юридической — кодекс Юстиниана. Схоластики придавали очень большое значение «диалектике», искусству говорить, защищать и доказывать свое мнение. В схоластических школах устраивались споры, «диспуты», спорящие изощрялись в искусстве логично и неопровержимо ответить на какой-нибудь вопрос, на который по существу невозможно ответить. Например: в каком возрасте был создан Адам?
Сколько времени Адам и Ева были в раю? Сколько духов может поместиться на острие иглы? и тому подобные вопросы. В схоластических школах преподавались главным образом: грамматика, риторика, пиитика, философия и богословие. Ученики носили названия, соответствовавшие их классам: риторы, философы, богословы.
Бытовая жизнь Киевской Духовной Академии, «бурсы», замечательно описана Гоголем в его повести «Вий». Схоластическая литература выражалась главным образом в форме: проповедей, стихотворений и духовных драм. Проповеди схоластические имеют обыкновенно очень искусственное построение. Внешняя витиеватость речи, сравнения, аллегории часто затемняют смысл проповеди. Такой же искусственностью отличаются схоластические стихи, или, как их называли, — вирши.
Образцом для этих виршей служили польские стихи, написанные силлабическим стихосложением, несвойственным русскому языку; оно основано на одинаковом количестве или счете слогов в каждой строчке. Русскому языку свойственно тоническое стихосложение, основанное на ударениях, а не на количестве слогов. К сожалению, силлабическое стихосложение надолго укрепилось в русской поэзии; это делало стихи тяжеловесными, некрасивыми. Поэты-схоластики придавали особенное значение внешней форме стихотворения: писали вирши, придавая им рисунок кубка, вазы, топорика, что не могло способствовать красоте содержания. Или старались написать стихи так, чтобы их можно было прочесть слева направо и справа налево.
Духовные драмы возникли в Западной Европе еще в средние века. Духовенство в церквах разыгрывало сцены из Священного Писания, — Рождество Христово, Страсти Господни. Из этих сцен возникли «мистерии», разыгрывавшиеся уже вне церкви.
На Руси духовные драмы появились из Польши. Некоторые духовные сцены проникли и в церковное богослужение. Так, например, и до сих пор в больших православных соборах в Великий Четверг после литургии совершается обряд омовения ног под чтение Евангелия, — несомненный пережиток духовных драм. При царе Алексее Михайловиче еще совершался в день Входа Господня в Иерусалим обряд «шествия патриарха на осляти», причем сам царь вел под уздцы лошадь, наряженную ослом, на которой сидел патриарх.
Других следов духовной драмы в православном богослужении нет. Драмы стали разыгрываться и на площадях в специально выстроенных для этого зданиях, имевших часто три этажа, изображавших: рай, землю и ад. В схоластических духовных драмах часто играли роль действующие лица, изображавшие отвлеченные понятия, или добродетели: справедливость, разум, время и т. п. Первые духовные драмы, сыгранные в Киеве, были: «Жалостная комедия об Адаме и Еве», в которой изображалось изгнание Адама и Евы из рая, и «Алексей, человек Божий». В Малороссии стали появляться комические бытовые сценки, которые актеры разыгрывали между актами духовных драм, чтобы забавлять публику.
Изображался чорт в смешном виде, изображались национальные пляски: малоросса с бабой, цыгана с цыганкой, еврея с еврейкой. В Малороссии же появились маленькие переносные театры-ящики, в которых сцены разыгрывались куколками-марионетками. Такие ящики-театры назывались «вертепами», потому что чаще всего в них разыгрывалась сцена Рождества Христова.
С такими вертепами расхаживали киевские школьники-бурсаки во время Рождественских праздников: распевая стихи-вирши. Так, вместе с схоластической литературой появились на Руси духовные или школьные драмы, и возник театр.
Схоластическая литература