Сюжет и композиция ОБЛОМОВ Гончарова
Сюжет и композиция. Сам автор охарактеризовал особенность построения «Обломова»;. 1 часть он называет «увертюрой всего романа»;, своеобразным «прологом»; к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это «поэма любви»;, составляющая 2 и 3 части произведения.
Только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. Именно здесь выявляется авторская позиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия «обломовщина»;. Итог «поэмы любви»;, а вместе с ней и итог жизни главного героя,
Таким образом, сюжетную основу произведения составляет история любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к девушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматическом действии показан подлинный характер главного героя, который разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.
Такое значение любовной интриги в романе определяется писательской концепцией, согласно которой «любовь, с силою архимедова рычага, движет
Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, натура непоэтическая, приземленная, получив согласие Ольги, восклицает: «Вот оно, последнее счастье человека!»;
Можно сказать, что «Обломов»; — роман не просто с любовным сюжетом. Это — роман о разных формах любви, проявляющихся в судьбах людей, во многом противоположных друг другу. Они отражаются в разных семейных укладах: семьях Обломова и Пшеницыной, Штольца и Ольги. Как и сами герои, жизнь этих семей изображается в соответствии с принципом антитезы, играющим важнейшую идейнокомпозиционную роль в романе. Во внешне счастливой, гармоничной семье Штольца и Ольги, основанной на любви и взаимоуважении, отсутствует главное — в ней нет устремленности к идеалу, общезначимой цели, эта семья как бы замкнута в самой себе.
Вот почему Ольга в своей семейной жизни повторяет путь духовной неудовлетворенности Обломова, которой нет у Штольца. Антиподом семьи Штольца и Ольги является другой семейный союз — Обломова и Пшеницыной. Но и здесь автор не находит ту «норму»;, которую мечтает видеть.
Умозрительности семьи Штольца противопоставляется нарочитая приземленность семьи Обломова и Агафьи Матвеевны, а потому и здесь нет искомой гармонии ума и сердца.
Смерть Обломова — это приговор тому, что связано в его характере с «обломовщиной»;, зато светлые стороны его натуры продолжаются в судьбах любивших его. Оказывается, что он не только губит себя своей апатией, бездеятельностью, но и внушает редкую любовь, которая меняет человека. Рядом с ним расцвела Ольга, и даже в счастливой семье со Штольцем она все чаще вспоминает Обломова.
Обломов открыл человеческий смысл и свет, вдохнул душу в ранее почти автоматическое существование Агафьи Матвеевны. Недаром после смерти Обломова возникает неожиданное сближение этих двух столь несхожих героинь. Так оказывается, что слабый, пассивный Обломов обладал талантом доброты, который превращал его в натуру, активно воздействующую на других, пробуждающую в них все лучшее, доброе, высокое.
Но такой человек обречен в современном мире. «Между идеалом и действительностью лежит… бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда»;, — констатировал Гончаров, и это противоречие выводит главную проблему романа далеко за пределы изображенной в нем эпохи.
Сюжет и композиция ОБЛОМОВ Гончарова