Сюжет и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н. А

Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так: Порвалась цепь

великая, Порвалась-расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику.

Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живется хорошо на Руси. Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своем пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах.

Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.

Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова, Неурожайка тож. Мужики сошлись случайно, потому что каждый шел по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нес продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т. д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев: В домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами. Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми. Покуда делу спорному Решенья не найдут — Кому живется счастливо, Вольготно на Руси?

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву.

А Пров сказал: царю. Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом, с помещиком Оболтом-Оболдуевым, наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина. Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения. Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьей и, конечно, с чистой совестью — вот в чем счастье, по мнению мужиков.

Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения.

Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пеструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого. Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию.

Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве»Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определенно указывает его портрет: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины На высохшей земле… Но герой сумел сохранить и наблюдательность, и ясный ум, и необычный для крестьянина интерес к знаниям: во время пожара он спасал не накопленные за всю жизнь тридцать пять целковых, а картинки, которые Он сыну накупил, Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика Любил на них смотреть. Именно Яким дает ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве: Нет меры хмелю русскому, А горе наше меряли? Работе мера есть? Более подробные истории с развернутым сюжетом посвящены Матрене Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному.

О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир — на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: еще в молодости Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать. Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова — племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась.

Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро — Яков завозит своего господина в глухой Чертов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание: Висит Яков над барином, мерно качается, Мечется барин, рыдает, кричит, Эхо одно откликается! Так верный холоп отказывается, как это было раньше, все прощать барину.

Перед смертью в Якове пробуждается человеческое достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться:

Барин вернулся домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного Помнить до судного дня! В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам. Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества, даже царь — все, кроме крестьянина.

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время ее план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет все более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами, мудростью, добротой и отзывчивостью. Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла свое законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей.

Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.




Сюжет и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н. А