Сюжет и композиция романа «Разгром» Фадеева А. А
«Разгром» — социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда — таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Доказывая эту идею, писатель сознательно соединил два различных принципа изображения — эпопейный и романный. Поэтому сюжет романа получился весьма разветвленным, в нем переплетается описание значительных событий и различных характеров.
Эпический
Развязка следует сразу же за кульминацией : остатки отряда, вырвавшись из болота, попадают в засаду, почти все партизаны погибают под огнем колчаковских пулеметов. Только девятнадцать бойцов остаются в живых и приближаются к желанной Тудо-Вакской долине. Однако «Разгром» — роман характеров, а не событий, потому что главное внимание автор уделяет изображению «диалектики души» нескольких героев, то есть с внешними событиями партизанской войны автор сочетает раскрытие духовного мира персонажей. В первой половине романа сообщается история жизни каждого из названных героев, даются их портреты, описываются поведение и размышления, их мечты и разочарования.
Отряд Левинсона неумолимо движется к разгрому, и параллельно ухудшаются личные обстоятельства главных героев. К страданиям Морозки из-за кражи дынь прибавляются переживания, вызванные ревнивой враждой с Мечиком, ссора с Варей, гибель любимого коня Мишки. Душевные страдания Вари обусловлены ссорой с мужем, безнадежной любовью к Мечику, новым чувством к Морозке.
Первая же встреча с реальными партизанами рассеяла розовый, книжный туман в голове Мечика, затем последовали ранение, враждебные стычки с Морозкой, отчуждение от партизан и т. д. Когда характеры действующих лиц уже обрисованы, Фадеев показывает сражение как испытание героев. Но и в военных сценах автор уделяет главное внимание не бою, а поведению и переживаниям людей. Сюжетные линии каждого героя Фадеев строит так, что главный поступок персонажа совпадает с трагической развязкой общего сюжета — главой «Девятнадцать».
Душевные переживания Морозки за последние два-три месяца приводят его к осознанию своей значимости в жизни и к «кульминационному» подвигу во имя спасения товарищей. Душевные переживания Мечика обусловили его «кульминационное» предательство в той же ситуации, в которой геройски проявил себя Морозка. Истерические рыдания Вари в конце романа — кульминационная сцена для образа партизанской медсестры. Она оказалась в числе девятнадцати партизан, уцелевших после разгрома отряда. Ее слезы могут быть истолкованы по-разному.
Это плач по погибшим, близким ей людям, которых она знала еще с того времени, когда работала откатчицей на шахте; это жалость к Морозке, в котором она после долгой размолвки заметила неожиданную нежность и с которым помирилась только вчера; это жалость к себе, потому что проснувшиеся было в ней мечты о счастье рухнули, как ей кажется, безвозвратно. Последняя кульминация в сюжетной линии Левинсона — отчаяние и слезы этого скрытного «человека особой породы» , когда он осознал, что за последние сутки почти весь его отряд, кроме восемнадцати бойцов, погиб. Композиция романа «Разгром» имеет несколько особенностей. Во-первых, следует отметить неторопливую манеру развертывания событий: почти весь роман представляет собой развитие действия, так как кульминация и развязка находятся соответственно в двух последних главах. Такое построение объясняется жанровыми особенностями произведения, когда в центре внимания автора находится изображение человеческих характеров и общественно значимых перемен в сознании героев в ходе борьбы за революционные идеи.
Во-вторых, писатель искусно переплетает эпический сюжет и сюжетные линии главных героев. Например, Фадеев вводит предысторию Морозки в тот момент, когда ординарец едет с пакетом от Левинсона в отряд Шалдыбы. Пока Морозка едет, возникает событийная пауза, которую писатель заполняет предельно сжатым рассказом о прошлом героя. Таким же образом, не замедляя действия, автор сумел сообщить немало существенных деталей и интересных подробностей из прежней жизни не только Морозки, но и Мечика, Левинсона, Вари, Бакланова, Дубова, Метелицы.
Благодаря таким деталям характеры героев получились яркими и убедительными. В-третьих, Фадеев избрал прямой порядок повествования. Последовательная причинно-следственная связь подчиняет себе все сюжетное движение в романе. Каждая глава представляет собой более или менее самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж или эпизод. Определенная законченность каждой главы обусловлена тем, что Фадеев сначала публиковал в журналах отдельные главы. Однако каждая глава в рамках романа воспринимается как неотъемлемая часть целого, так как многочисленными смысловыми нитями связывается с другими главами.
В-четвертых, композиция подчеркивает значимость трех главных героев: Морозки, Мечика, Левинсона. Сначала имена, а потом и характерные признаки героев вынесены в названия глав: «Шестое чувство» , «Один» , «Враги» , «Пути-дороги» . При этом самым главным героем становится Морозка, так как его духовное преображение больше всего интересует Фадеева: только о жизни простого шахтерского парня рассказано подробно, начиная от рождения в темном бараке сучанской шахты № 1 и кончая героической смертью от колчаковской пули. Жизнь Мечика и Левинсона до начала романа представлена в отдельных эпизодах.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что роман «Разгром» построен весьма удачно. Роман имеет динамичный сюжет. При этом он не исчерпывается хроникой разгрома партизанского отряда Левинсона, то есть не сводится к небольшому количеству эпизодов, расположенных строго во временной последовательности. Характеры главных героев раскрываются не только через общий сюжет, но и через взаимодействие и сопоставление друг с другом.
Например, образ Левинсона дополняется образами Морозки, Бакланова, Метелицы, сравнивается с образами Мечика и Сташинского.
Фадеев мастерски отобрал для своего романа ряд событий и разнохарактерных героев, строго продумал композиционное построение, удачно соединив описание отдельных персонажей и партизанского отряда как единого коллектива. Фадеев, как в свое время Л. Н. Толстой, мог бы сказать, что в романе «Разгром» его интересует «мысль народная» , а «мысль семейная» играет лишь вспомогательную роль в выражении главной идеи произведения, которую можно сформулировать так: революция поднимает самых обыкновенных людей до уровня героев высокой исторической трагедии.
Сюжет и композиция романа «Разгром» Фадеева А. А