Сюжет пьесы «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник»
В 1818-1821 гг. Котляревский становится одним из двух директоров полтавского театра и прилагает много усилий для формирования его репертуара, организации репетиций и представлений. Сама атмосфера театральной жизни Полтавы, критическое отношение Котляревского к таким псевдонародным пьесам, как «Казак-стихотворец» О. Шаховского, дружба писателя с М. С. Щепкиним, кроме всего прочего, способствовали его обращению к драматургии и написанию в 1818-1819 гг. пьес «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник», которые еще задолго до публикации получили
Эстетика Просветительского в лице его самых выдающихся теоретиков Дидро и Лессинга считала театр наиболее доступным и действенным средством для пропаганды новых идей, для борьбы против феодальной тирании и сословного неравенства, видела в нем эффективные орудия воспитания моральности. Она выдвинула и обосновала теорию «мещанской» драмы, которая вопреки мертвым эстетичным нормам классицизма утверждала принцип сближения искусства и литературы с жизнью. Героями просветительской драмы становятся представители
Положив своими пьесами «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник» начало новой украинской драматургии и национальному театру, Котляревский выступил сторонником этих новых, просветительских идей. В отличие от «высокой» классической трагедии, которая с помощью абстрактно-логичного обобщения показывала подвиги и страдания больших людей, и комедии, где объектом смешного выступал народ, в пьесах Котляревского представители простого народа выходят на сцену как герои, достойные уважения и наследования. Характерно, что когда Дидро выдвигал на первое место движение ситуаций, их столкновения, а Лессинг, в известной мере пренебрегая фактической и исторической достоверностью обстоятельств действия. заботился в первую очередь об изображении родовых типов», Коиляревский пытался в своих пьесах показать типичные характеры в конкретных национальных обстоятельствах в свое время. Вместо основного классического конфликта — между ошибоками общества-в драматургии Котляревского появляется жизненный конфликт между членами общества, которое имеет в «Наталье Полтавке» достаточно выразительную социальную основу
На появление «Натальи Полтавки» и «Москаля-волшебника» бесспорное влияние имели русская драматургия XVIII ст. и театральная жизнь. В большей мере пьесы Котляревского были связаны и с традициями украинского народного театра, с интермедиями XVIII ст., с российской комичной оперой XVIII ст. и фольклорно песенной стихией так широко представленной в их произведениях.
В 1898 г., характеризуя восьмидесятилетнюю сценическую жизнь «Натальи Полтавки», выдающийся украинский драматург и актер И. Карпенко-Карый, назвал ее «праматерью украинского народного театра», образцом народной поэзии в драматичной форме». Указывая на органическую близость «Натальи Полтавки» к мыслям и чувствам народа и на большое эмоциональное влияние ее на зрителей, он отмечал, что «радость и горе, и слезы Натальи, были горем, слезами и радостью всего зала, который был набит барской прислугой».
Ведущей идеей в водевиле «Москаль-волшебник», генетически тесно связанном с народнопоэтическими источниками, в частности интермедией, есть утверждение новой ценности человеческой личности, высокой моральности представителей простого народа, противопоставления ее, барско-чиновнической этике Сценическую славу этой пьесы обеспечил М. С. Щепкин, в расчете на которого, собственно, она и была написана. Благодаря пьесам Котляревского Щепкин, за свидетельством С. Т. Аксакова, «перенес на российскую сцену настоящую малорусскую народность, со всем ее юмором и комизмом. До него мы видели в театре только грубые фарсы, карикатуру на напевную, поэтическую Малороссию, Малороссию, которая дала нам Гоголя».
В своих пьесах писатель близко подходит к мысли о том, что официальная мораль тогдашнего общества противоречит гуманистическим принципам. Это, в частности, ярко отразилось в помыслах и поступках Тетерваковского, Макогоненко, Финтика и других персонажей. Борение врожденной доброты, желания счастья, своим родным и близким, с одной стороны, и определенного материального расчета-с другой, составляет основу душевной драмы Терпилихи, которую жизнь с ее неумолимыми законами принуждает идти против гуманных чувств.
Так же верность, честность, правдивость и искренность Петра, в отношении к Наталье приходят в конфликт с реальной действительностью, где мерилом всего есть материальное положение человека. Словно в противовес Терпилихе и Петру, которые не могут до конца устоять под давлением жизненных обстоятельств и вынуждены в той или иной степени поступиться своими моральными ценностями, Котляревский впервые в украинской литературе выводит на сцену новых героев — Наталью и Николая, которые благодаря силе своего характера способны ступить на путь сопротивления нечеловеческим обстоятельствам».
В самых затруднительных ситуациях Наталья, выявляя ум и изобретательность, хранит чувство человеческого достоинства, хочет утвердить личную независимость и сохранить глубокое чувство к Петру как наибольшую морально-этическую ценность. Она понимает, что брак, заключенный из материального расчета, не может сделать ее счастливой. Социальное неравенство между ней и возным наводить ее на мнение: «У господина такая женщина будет хуже наймитки…
Будет крепачкой». И Наталка использует наименьшую возможность для сохранения свободы жизненного выбора и утверждения своего права на личное счастье.
В отличие от «идеального», но немного слабодушного Петра целостным за своей социальной сутью типом выступает бурлак Николай. Отличительными его чертами является развитое чувство человеческого достоинства, стремления, к независимости, смелость, ум, чувство солидарности с обездоленными и бедными. Именно через образ Миколы проявляются критическое авторское отношение к местным власть предержащим, раскрытие их лицемерия, крючкотворства и затхлости.
Сюжет пьесы «Наталья Полтавка» и «Москаль-волшебник»