Сюжет повести В. Маканина «Лаз»

Повесть В. Маканина «Лаз» рассматривается в современном литературоведении как философский код времени, «как не отдельная вещица… а заключительная глава огромного пунктирного эпического романа-хроники, объявшего необъятное быстрое течение русского полувека от дней войны до дней свободы». В произведении показан как бы заключительный этап русской истории, когда человек находится даже не у последней черты, а за чертой. Он уже давно должен бы умереть, потому что исчезает пища, отключаются телефоны, транспорт практически не работает.

Улицы города темны и страшны, пустынны и мертвы. Да и сам человек уже не знает, на каком он свете — в реальном или потустороннем.

Вокруг него умирают близкие люди, и сам он живет в постоянном предчувствии близкой беды.

В повести показаны два параллельных мира, где развивается действие. Этот прием впервые был использован А. Платоновым в повести «Котлован», где герой путешествовал между Оргдвором и Котлованом — двумя параллельными мирами — в поисках смысла «общего и отдельного существования». Главный герой повести В. Маканина Ключарев также блуждает между наземным и подземным пространством,

между ними существует единственная связь — лаз, который постоянно сужается и который пытается сохранить и углубить герой.

Фантастика в организации пространства помогает автору высветить в зеркальном отражении экзистенциальные проблемы личности, которая оказалась на краю смерти.

На поверхности земли царят вечные сумерки. Время в «верхнем» мире движется медленно, собственно, течение времени фиксируется деталями, которые свидетельствуют об остановке жизни: телефон «еще» работает или «уже» не работает; автобус «еще» ходит, но завтра «уже» не будет ходить; в автомобилях нет бензина; в доме кончились свечи, чай; перестали давать горячую воду.

В наземном мире активность проявляют только воры и насильники. Человек же не в силах противостоять наступлению темноты, а главное — натиску стихийной толпы, которая содержит постоянную угрозу для личности.

В подземном мире, наоборот, царит свет, тут можно найти продукты и необходимые вещи. Но Ключарев находит здесь и духовное общение, воздух свободы для уставшей от постоянного страха души. «Внизу» звучат «высокие слова» о философии, о будущем, об общности. Именно Слово в своем высоком смысле нужнее всего главному герою повести, который является посредником между миром Слова и миром, из которого эти слова ушли.

В образе Ключарева воплощается авторская концепция, согласно которой на человека, ценящего Слово, возлагается особая ответственность в мире.

Сообщение между мирами — узкий лаз, своеобразное «древо жизни», по которому герой доставляет на поверхность необходимые предметы. Образ лаза, туннеля — один из сквозных хронотопических образов в зрелой прозе В. Маканина. Противопоставление «верх — низ» нередко трактуется критиками как метрополия и эмиграция, внутренний и внешний мир интеллигенции. По нашему мнению, в повести-антиутопии образ лаза приобретает широкое обобщающее значение.

Через лаз Ключарев ищет выход из тупика, из темноты, из хаоса к спасению.

Таким образом, проблема выживания в повести В. Маканина ставится в прямую зависимость от того, останется ли человек человеком, сохранит ли он в себе человечность. Эта проблема характерна для русских повестей-антиутопий прошлых лет. Так, в повести А. Платонова главный герой Вощев, не найдя смысла в мире, сохраняет в себе чувство сострадания к девочке Насте и ко всем «прочим» людям, гибнущим на строительстве котлована. В повести «Собачье сердце», где показаны нравственные деформации в обществе, в образе профессора Преображенского воплощена вера писателя в победу человеческого начала над социальным абсурдом и нивелированием личности.

А в повести Ю. Даниэля «Говорит Москва» главный герой Карцев, несмотря на провозглашение Дня открытых убийств, не может никого убить, а значит, в нем еще остаются черты человечности.

Борьба в человеке за человеческое в нем самом — центральный конфликт повести-антиутопии В. Маканина. Спасение к человеку, по мнению автора, может прийти только от него самого, если он останется собой. Не другой мир, не материальные ценности, а прежде всего духовные ценности спасут человека, утверждает писатель.

Повесть пропитана мифологическими аллюзиями. В «Лазе» есть Дионис — отстающий в развитии сын Ключарева Денис, который наделен некоторыми атрибутами бога жизненных сил природы. Дионисийские мотивы проявляются и в описании прохождения героя через лаз: «земля как женщина, как молодая, может быть женщина, а он как мужчина». Союз земли и человека, по мнению автора, способен возродить жизнь, преодолеть смерть за счет скрытых плодоносных сил.

Свет и тьма, «верх» и «низ» ассоциируются с борьбой божественного и дьявольского начал, однако, в перевернутом мире ценностей перевернутыми оказываются и эти мифологические категории: на земле, где должен бы быть свет, царит мрак, а под землей, наоборот, светло; из утопического «низа» как ответ на крик о помощи Ключарев получает лишь палки для слепых, а на земле перед ним является воплощение образа Христа — «добрый человек в сумерках».

Символическое значение в произведении имеют, кроме лаза, и другие виды хронотопа, в частности пещера, которую роет себе человек для спасения ; бункер, где человек прячется от внешнего мира; заброшенная и всеми забытая церковь, где хоронят Павлова; квартиры без света и тепла, которые наглухо закрываются; дома «с пустыми глазницами»; пустые детские площадки и др. Последняя связь между героями — это остановка автобуса № 28. Хотя автобус уже почти не ходит, но герои договариваются встречаться на этой остановке, чтобы не оборвалась последняя нить общения между ними.

Композиция повести обусловлена не только пространственными параметрами, но и психологическими коллизиями. «Лаз» состоит из отдельных фрагментов, повествующих о путешествиях главного персонажа. Странствование — традиционный мотив русской антиутопии. Но в повести В. Маканина герой отправляется в путь не за истиной, а в поисках выживания. Собственно, он даже и не странствует, потому что пространство предельно сужено, а блуждает, кружит по пустынным улицам, роет лаз и ищет выход для себя и своих близких.

Как отмечает А. Мережинская, общей интенцией постмодернизма является поиск: «Кружение, лабиринт отражают кризисность ситуации, переосмысление прежних ориентиров. Но зачастую авторами предлагается и выход, что особенно ярко проявилось в «позднем» постмодернизме и особенно в его русской версии».

Каждый фрагмент повести начинается с выделения предметов или явлений, которые стают для героя знаковыми. Это не просто характерные приметы мира, где он живет, а определенные концепты, свидетельствующие об исчерпанности бытия и вместе с тем воплощающие веру писателя в человечность: «нерешительная кошка у дверей», «лопата», «стопка водки», «дыра стала уже», «мысль, в которую он не слишком-то верит», «у себя дома», «по пустынной улице — к автобусу № 28», «дверь инженера Павлова», «покупки», «добрый человек в сумерках» и др. Между этими болевыми точками кружит главный герой, не находя пока еще желаемого выхода и спасения.

Таким образом, в повести В. Маканина поднимаются важные философские проблемы — свобода и насилие, личность и толпа, жизнь и смерть, духовная состоятельность человека, которые в условиях кризисной современности звучат особенно актуально.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сюжет повести В. Маканина «Лаз»