Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй.

Первая — мифологическая, или библейская. В ней происходят важнейшие и поворотные, с точки зрения христианства, события: явление Христа, его стремление к истине, его распятие.

Вторая линия — сатирическая, где описаны события 30-х годов XX столетия. В ее центре — трагическая судьба писателя, который силой воображения «отгадал», т. е. познал, вечные истины. Третья параллель романа — фантастический мир, он принадлежит духу зла, властителю теней Воланду и его свите, здесь происходят фантастические события.

Воланду принадлежит и чистилище, где находятся Понтий Пилат, который заслужит прощение вины, и Мастер, который находит здесь вечный покой. Все три линий сюжета взаимосвязаны. Так, например, о событиях, которые происходят в древнем городе Ершалаиме, рассказывает Воланд Берлиозу

и Бездомному на Патриарших, именно так их описывает и Мастер в своем романе.

«Мастер и Маргарита» — лирическо-философская поэма в прозе о любви и моральной обязанности, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. Сюжет имеет много линий. Основных три: философская — Иешуа и Понтий Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая — Воланд, вся его свита и москвичи.

Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.

Через евангельский сюжет реализуется линия параллельности образов Иешуа и Христа, Иешуа и Понтия Пилата. Сатирический план романа представлен в противопоставлении Воланду мира московских обывателей. Романтический пласт представлен линией Мастера и Маргариты. Сюжет разворачивается через необыкновенную хронологию романа: «современность», в которой живут и действуют москвичи 30-х лет, и «прошлое», где происходят события романа Мастера. В романе есть герои, которые одинаково принадлежат обоим мирам.

Достоверно, для них существует еще и третье измерение. Читая произведение, мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и за несколько дней до Пасхи, но с перерывом в 1900 лет, которая доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими событиями. Каждую главу романа Мастера начинает теми же словами, которыми завершился предыдущая глава из жизни москвичей 30-х лет. Ощущается таинственная связь между событиями в современной Москве и Ершалаима за много лет до того.

События романа, которые разделны во времени почти двумя тысячелетиями, гармонируют между собой, их связывает борьба со злом, поиск истины, творчество. Таким образом, художественное целое булгаковского романа — это своеобразный перекресток двух миров, которые встречаются в необычном «третьем мире».

Образ Понтия Пилата драматический: он выступает как истец и потерпевший. Отступившись от Иешуа, он гибнет как свободная личность. Иешуа представляет собой угрозу для тоталитарного Рима своими утопическим идеями о «царстве истины и справедливости».

Тема отступничества в романе тесно связана с темой искупления.

В истории ареста Иешуа Булгаков по-своему рассказывает легенду о распятии Христа. Это обычный, смертный человек, мудрый, проникновенный и простодушный. Вместе с тем он — воплощение чистой идеи, высочайший прообраз человека и человечества.

Иешуа беззащитен, физически слаб, однако силен духовно, так как является предвестником новых человеческих идеалов. Прообраз сатаны — Воланд — вездесущ: ему подчинены пространство и время, он может присутствовать во время допросов Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого, но никто кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану. Всевидящему Воланду открытый мир без мишуры, он созерцает человека и человечество, стремясь выявить в них несовершенства.

Он высмеивает, уничтожает все то, что потеряло высокие идеалы, пришло в упадок морально. Он восстанавливает баланс между добром и злом и этим в определенной мере служит добру.

Столкнув мир московского мещанства, дельцов, завистников, воров и взяточников с нечистой силой, писатель будто определяет, есть ли в серых обывателях моральная почва, способная противостоять соблазну. Что касается писателей Массолита, то их всех объединяет не призыв художника, а жажда к владению членским билетом, коричневым, с золотой каймой, который пахнет дорогой кожей.

Мастер и Маргарита непохожи на московских обывателей. Поведение героев определено не стечением обстоятельств, а следованием своему моральному выбору. Для Мастера — это идея творчества.

История с романом, что он пишет, — это в определенной мере и история романа Булгакова. Обязанность писателя в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину. В этом и заключается смысл булгаковской формулы: «рукописи не горят».

Мастер отказывается от своего романа, сжигает его.

Маргарита во имя своей любви и веры в талант Мастера одолевает страх и собственную слабость, побеждает обстоятельства. На примере Маргариты Булгаков доказал, что каждый человек должен сделать свой личный выбор, не обращаясь с помощью к высшим силам, не ожидая милостей от жизни, человек должна сам решить свою судьбу.

Особое значение в понимании идеи, концепции произведения имеют эпиграф к роману и эпилог. Например, слова Гете в эпиграфе «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» раскрывают значение образа Воланда. Эпилог романа не дает оснований для оптимизма: бесовское начало — в самом человеке, и его сущность мало изменяется со временем.

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически выдающуюся книгу о своем времени и людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той знаковой эпохи.




Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»