В «Записках из Мертвого дома» две части, но каждая из частей имеет общую логику развития сюжета, в основе которой лежит метафора «воскресения из мертвых». Первая часть начинается «Мертвым домом», рассказом об ужасе будничного унижения человека, герой проходит ад «рождественской» бани, пьяной гульбой оборачивается «праздник рождества Христова» после отъезда плац-майора, а действительное представление пробуждает человеческое в душах арестантов. Во второй части «воскресение из мертвых» обусловлено обретением воли; ужас физических страданий заточенных в «Мертвом доме» открывается в цикле глав о госпитале; жажда «перемены участи» и бесплодное ожидание ревизора, расковывание мертвого и выпуск на волю орла, заявление претензии и неудавшийся побег разрешаются выходом героя из каторги, его обретением личной «свободы», надеждой на «новую жизнь».
В целом же логика композиции «Записок из Мертвого дома» — crescendo идеи. Таков подбор фактов и рассуждений о них в произведении Достоевского.
Уже в первой главе повествователь создает образ каторги — «Мертвый дом»: «Тут был свой особый мир, ни на что более не похожий, тут были свои особые законы, свои костюмы, свои нравы и обычаи, и заживо Мертвый дом, жизнь — как нигде, и люди особенные»
Суровый прием каторжан потряс автора, он пытается «утешить» себя:
«»Везде есть люди дурные, а между дурными и хорошие, — спешил я подумать себе в утешение, — кто знает? Эти люди, может быть, вовсе не до такой степени хуже тех, остальных, которые остались там, за острогом?» Я думал это и сам качал головою на свою мысль, а между тем — боже мой! — если б я только знал тогда, до какой степени и эта мысль была правдой!».
«Мертвый дом» — метафора, символический смысл которой раскрыт в отзыве В. Д. Бонч-Бруевича: «…непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившее не только каторгу, но и «Мертвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых». Подобная метафоризация содержания уже была в русской литературе — в поэме Гоголя «Мертвые души». И у Гоголя, и у Достоевского ключевые образы символизируют «омертвление» людей социальным укладом жизни самодержавно-чиновничьего государства.
И «Записки» Горянчикова — категорическое отрицание этого уклада, порыв к «свободе, новой жизни, воскресенью из мертвых».
Дайджест:
- Тема сочинения: Размышления по роману Достоевского «Записки из Мертвого дома»Литературным И общественным событием стала публикация «Записок из Мертвого дома» , созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о всеобщей, глубочайшей классовой ненависти каторжных — в большинстве вчерашних крепостных — к ... Читать далее...
- «Записки из Мертвого дома» повесть о каторгеВ жанровой поэтике «Записок» много отступлений от поэтики повести. Основное содержание произведения раскрывается в постоянных и бесчисленных отступлениях от фабулы, значение которой ослаблено. Ее можно выделить лишь условно — как острожную судьбу Горянчикова. Собственно, таков был замысел — показать каторгу в наиболее типических проявлениях. Его результатом был перенос повествовательного интереса с судьбы и личности главного ... Читать далее...
- Жанровая структура романа Достоевского «Игрок»Роман «Игрок», последний в ряду романов первого цикла, был написан в октябре 1866 г. — в разгар работы над окончанием «Преступления и наказания». Создание романа в старой манере, когда была открыта новая, может быть объяснено лишь фактами личной жизни. Не будь ловушки издателя Ф. Стелловского и его кабального договора с условием, помимо прочего, представить к ... Читать далее...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание»Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но ... Читать далее...
- По произведению Достоевского «Записки из подполья»Мысли и настроения Достоевского отчетливо отразились в его «Записках из подполья» , открыто противопоставленных философским взглядам Чернышевского и его роману «Что делать?». Материализм Чернышевского, его веру в разум человека, в грядущее торжество социализма Достоевский отвергает, будучи убежденным, что сухие «логарифмы» не в состоянии исправить человеческую натуру с ее изначальной двойственностью, «темным» началом, странным наслаждением от ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционная структура поздних романов ДостоевскогоСюжет «Преступления и наказания» — развитие философской темы, вынесенной в заглавие романа. Она вбирает в себя судьбы Раскольникова, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, Лужина. Выделение сюжетных линий в романе происходит по-разному: повествовательный интерес романа с самого начала связан с преступлением и наказанием Раскольникова, исповедь Мармеладова вводит в роман его самого и его семейство, письмо Пульхерии Александровны завязывает ... Читать далее...
- Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение «Преступление и наказание» — роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман, и детективный ... Читать далее...
- Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание»Замысел «Преступления и наказания» возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений, характерных для русской действительности середины 60-х годов. Рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, смещение нравственных норм, «шаткость в понятиях», эгоцентризм и анархическое своеволие буржуазных дельцов и крайняя беспомощность «униженных и оскорбленных», способных только к стихийному и индивидуалистическому бунту,- все эти ... Читать далее...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Идиот»Парфен Рогожин — одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу — битый собственным отцом купчик в смазных сапогах и тулупе, потом — миллионер, равнодушный к приумножению своего состояния, и, наконец, в финале — убийца. На первых страницах романа, в вагоне Петербургско-Варшавской железной дороги, рассказ Рогожин о себе и о встрече с Настасьей Филипповной ... Читать далее...
- Краткая сюжетная линия романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем романа является Гулливер, хирург, а после — и капитан нескольких кораблей. Первая часть романа описывает посещение Гулливером Лилипутии. Само название страны говорит читателю о том, как выглядят ее обитатели. В начале, жители Лилипуты встречают Гулливера ... Читать далее...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж «Братьев Карамазовых» появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным «Словечки», в поисках характерных выражений для речи героев романа. Давая общую характеристику людям, едва приобщившимся к культуре, Достоевский писал в «Дневнике писателя» ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе Макар Девушкин снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Игрок»Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской «бабушки»: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением. Неожиданно приехавшая «бабушка» проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается «без ... Читать далее...
- Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй. Первая — мифологическая, или библейская. В ней происходят важнейшие ... Читать далее...
- Краткое содержание «Записки из подполья» ДостоевскогоДостоевский Федор Михайлович Произведение «Записки из подполья» Герой, автор записок, — коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет — комнате на краю Петербурга. В он и психологически: почти всегда один, предается безудержному, мотивы и образы которого взяты из. Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, ... Читать далее...
- Обращение к теме поэтики романа Ф. М. Достоевского» Братья Карамазовы » не случайно и вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог Библии и последнего романа писателя. Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и устойчивые структурные моменты его художественного видения. Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего ... Читать далее...
- Структура и жанр романа «В поисках утраченного времени»В сложной структуре романа «В поисках утраченного времени» нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. «Я» доминирует в произведении Пруста; здесь изображено преимущественно то, что было опытом этого «я», говорится о том, что чувствовал, переживал рассказчик. Только в одном случае допускается повествование не от первого лица — это «Любовь Свана», большая ... Читать далее...
- Особенности композиции романа Достоевского «Преступление и наказание»Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его образов между собой. II. Главная часть Сложность и неоднозначность композиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы ... Читать далее...
- Шатов — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»С образом Ивана Павловича Ш., двадцатисемилетнего конторского служащего, раскаявшегося нигилиста, ассоциирован И. И. Иванов, убитый в ноябре 1869 года Нечаевым и его группой по политическим мотивам и согласно принципам «Катехизиса революционера». Своеобразное художественное преломление в образе Ш. получили некоторые факты биографии фурьериста и петрашевца, затем «раскаявшегося нигилиста» Н. Я. Данилевского, а также самого Достоевского. «Это ... Читать далее...
- Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Подросток»Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, «детские грустные годы» провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я… лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Барона, ... Читать далее...
- Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы»Центральный персонаж романа Достоевского » Братья Карамазовы » , помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень «кара», что на тюркско-татарских языках означает «черный» . В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в окончательной редакции, а называется просто помещиком. В романе — ... Читать далее...
- План сочинения: Язык романа Достоевского «Преступление и наказание»Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, ... Читать далее...
- Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский, отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи — все это ... Читать далее...
- В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть ... Читать далее...
- Тема Дома. К выпускному сочинениюОбраз родного Дома — концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины.» Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом»,- писал В. Распутин. Тема дома ... Читать далее...
- На тему: жанр романа Л. Толстого «Война и мир»«Война и мир», как роман-эпопея. Жанр «Войны и мира» необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто «книгой». «Что такое » Война и мир «? — спрашивал писатель и отвечал: — Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». В этой связи Толстой совершенно справедливо вспоминал, ... Читать далее...
- Повествование романа «Преступление и наказание» Достоевского» Преступление и наказание » Достоевского, как и большинство работ автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование романа неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя его вникать в скрупулезные психологические изыскания автора. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. В это время многие чувствовали себя разочарованными, ... Читать далее...
- Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алеша Карамазов провел под присмотром слуги ... Читать далее...
- Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Героиня романа Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание «, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. «Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее ... Читать далее...
Сюжетная структура романа Достоевского «Записки из Мертвого дома»