Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Василий Теркин» Твардовского А. Т

Тему поэмы «Василий Теркин» сформулировал сам автор в подзаголовке: «Книга про бойца», то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы — рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М. А. Шолохов, который в «Судьбе человека» изобразит рядового солдата Андрея Соколова, а потом простые бойцы и младшие офицеры станут героями военных повестей Ю.

В. Бондарева, В. Л. Кондратьева, В. П. Астафьева.

Следует заметить кстати, что легендарный Маршал Советского Союза Г. К. Жуков свою книгу «Воспоминания и размышления» тоже посвятил русскому солдату. Идея поэмы выражена в образе заглавного героя: автора интересуют не столько события войны, сколько характер русского народа, который раскрылся в тяжелых военных испытаниях. Василий Теркин представляет собой обобщенный образ народа, он — «русский чудо-человек» . Благодаря его мужеству, стойкости, находчивости, чувству долга Советский Союз одержал победу над фашистской Германией. Эту главную идею Отечественной

войны и своего произведения Твардовский высказывает в конце поэмы:

Сила силе доказала: Сила силе — не ровня. Есть металл прочней металла, Есть огонь страшней огня. «Василий Теркин» — поэма, ее жанровое своеобразие выразилось в соединении эпических сцен, изображающих различные военные эпизоды, с лирическими отступлениями-размышлениями, в которых автор, не скрывая своих чувств, рассуждает о войне, о своем герое. Иными словами, Твардовский создал лиро-эпическую поэму. Автор рисует различные картины боев в главах: «Переправа», «Бой в болоте», «Кто стрелял?», «Теркин ранен» и других.

Отличительной особенностью этих глав является показ будней войны. Твардовский находится рядом со своим героем и описывает подвиги солдата без возвышейного пафоса, но и не упуская многочисленных деталей. Например, в главе «Кто стрелял?» изображается немецкая бомбежка окопов, в которых спрятались советские бойцы. Автор передает ощущение человека, который ничего не может изменить в смертельно опасной ситуации, но, замерев, должен только ждать, пролетит бомба мимо или угодит прямо в него: И какой ты вдруг покорный На груди лежишь земной, Заслонясь от смерти черной Только собственной спиной. Ты лежишь ничком, парнишка Двадцати неполных лет.

Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет. В поэме описывается и недолгий отдых на войне, жизнь солдата в промежутках между боями. Этих глав, кажется, не меньше, чем глав о военных эпизодах.

Сюда можно отнести: «Гармонь», «Два солдата», «На привале», «В бане» и другие. В главе «Про солдата-сироту» изображается эпизод, когда солдат оказался совсем близко от родной деревни, в которой не был с начала войны. Он отпрашивается у командира на два часа, чтобы навестить родственников.

Солдат бежит по знакомым с детства местам, узнает дорогу, речку, но на месте деревни видит только высоченный бурьян, и ни одной живой души: Вот и взгорье, вот и речка, Глушь, бурьян солдату в рост, Да на столбике дощечка: Мол, деревня Красный мост… У дощечки на развилке, Сняв пилотку, наш солдат Постоял, как на могилке, И пора ему назад. Когда он возвратился в свою часть, товарищи догадались по его виду обо всем, ни о чем не спросили, но оставили ему ужин: Но, бездомный и безродный, Воротившись в батальон, Ел солдат свой суп холодный После всех, и плакал он.

В нескольких главах «От автора» прямо выражается лирическое содержание поэмы, а в эпических главах автор сопровождает рассказ о военных событиях своим взволнованным, эмоциональным комментарием. Например, в главе «Переправа» поэт с болью изображает солдат, которые погибают в холодных водах реки:

И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… Или в главе «Гармонь» автор описывает, как во время случайной остановки солдаты, чтобы согреться, затеяли танцы на дороге. Поэт с грустью и приязнью смотрит на бойцов, которые, забыв на несколько минут о смерти, о горестях войны, весело пляшут на трескучем морозе: А гармонь зовет куда-то. Далеко, легко ведет. Нет, какой вы все, ребята, Удивительный народ.

Кому принадлежит это замечание — автору или Теркину, что играет на гармонии наблюдает за танцующими парами? Точно сказать невозможно: автор иногда намеренно как бы сливается с героем, потому что наделил героя собственными мыслями и чувствами. Об этом поэт заявляет в главе «О себе»: И скажу тебе, не скрою, — В этой книге там ли, сям, То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Следующей сюжетно-композиционной особенностью поэмы является то, что книга не имеет завязки и развязки: Словом, книга про бойца Без начала, без конца.

Почему так — без начала? Потому, что сроку мало Начинать ее сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. Поэма «Василий Теркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя.

После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию и завязку. Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Теркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование. При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию. Например, в главе «Два солдата» описывается эпизод, как Теркин, возвращаясь из госпиталя на фронт, зашел передохнуть с дороги в избу, где живут два старика.

Экспозиция главы — описание избы, старика и старухи, которые прислушиваются к минометному обстрелу: ведь линия фронта совсем рядом. Завязка — упоминание автора о Теркине. Он сидит здесь же на лавке, уважительно разговаривает со стариком о разных бытовых проблемах и одновременно разводит пилу, чинит часы-ходики. Потом старуха готовит ужин. Кульминация главы — разговор за ужином, когда старик задает свой главный вопрос: Отвечай: побьем мы немца Или, может, не побьем?

Развязка наступает, когда Теркин, поужинав и вежливо поблагодарив хозяев, надевает шинель и, уже стоя на пороге, отвечает старику: «Побьем, отец…». В этой главе имеется своеобразный эпилог, который переводит частный бытовой эпизод в общеисторический план. Это последнее четверостишие: В глубине родной России, Против ветра, грудь вперед, По снегам идет Василий Теркин. Немца бить идет.

Глава построена по кольцевой композиции, так как первое и предпоследнее четверостишия практически совпадают: В поле вьюга-завируха, В трех верстах гремит война. На печи в избе старуха. Дед-хозяин у окна. Таким образом, глава «Два солдата» представляет собой законченное произведение с полным сюжетом и кольцевой композицией, которая подчеркивает завершенность всего эпизода.

Итак, поэма «Василий Теркин» имеет ряд художественных особенностей, которые объясняются, с одной стороны, историей создания произведения, а с другой — замыслом автора. Как известно, Твардовский писал главы поэмы в период с 1942 по 1945 годы и оформлял их как отдельные законченные произведения, потому что На войне сюжета нету. — Как так нету? — Так вот, нет. Иными словами, жизнь солдата длится от эпизода к эпизоду, пока он жив.

Эту особенность фронтовой жизни, когда ценится каждый отдельный момент жизни, так как следующего может и не быть, отразил Твардовский в «Книге про бойца». Объединить отдельные маленькие произведения мог сначала образ главного героя, который так или иначе присутствует практически в каждой главе, а потом и главная идея, связанная с образом Теркина. Соединив отдельные главы в законченную поэму, Твардовский не стал менять сложившийся сам собой за годы войны сюжетно-композиционный строй: Та же книга про бойца, Без начала, без конца, Без особого сюжета, Впрочем, правде не во вред. «Василий Теркин» отличается яркими особенностями построения. Во-первых, в поэме отсутствует общий сюжет и практически все его элементы.

Во-вторых, для поэмы характерна чрезвычайная композиционная свобода, то есть последовательность глав слабо мотивирована — композиция только приблизительно следует за ходом Отечественной войны. Именно из-за такой композиции Твардовский сам определил жанр своего произведения следующей фразой: не поэма, а просто «книга», «живая, подвижная, свободная по форме книга» . В-третьих, каждая глава является законченным фрагментом с собственным сюжетом и композицией. В-четвертых, эпическое изображение эпизодов войны переплетается с лирическими отступлениями, что усложняет композицию.

Однако такое необычное построение позволило автору достичь главного — создать яркий и запоминающийся образ Василия Теркина, который воплощает лучшие черты русского солдата и русского человека вообще.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Василий Теркин» Твардовского А. Т