Сюжетно-композиционные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Сюжетно-композиционные особенности. Композиция «Слова»; четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведе­ния. Автор стремится выразить свое отношение к изображаемым со­бытиям, донести свою политическую оценку их значения для всей Русской земли, а потому повествование часто прерывается разнооб­разными авторскими отступлениями, на фоне которых стремительно, как в кинематографе, мелькают полные метафорической и символи­ческой образности картины, связанные

с походом Игоря.

Открывает «Слово»; вступление, в котором автор определяет свою задачу: в отличие от легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна, он не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по былинам сего времени»;, то есть следуя исторической правде, рас­сказать о подлинных событиях недавнего прошлого. В первой части повествуется о сборах Игоря и других князей в поход и зловещих предзнаменованиях, сопровождающих продви­жение войска по половецкой степи. Далее показан первый успешный бой с половцами передо­вого отряда и сокрушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель

и пленение дружинников и князей. Центральный эпизод второй части — вещий сон о поражении вой­ска Игоря киевского князя Святослава и его «золотое слово»;, в которое автор вкладывает свою заветную мысль об объединении русских кня­зей перед лицом опасного врага, угрожающего Русской земле. Третья часть, самая небольшая по объему, включает два основ­ных эпизода.

Это плач Ярославны, удивительное по красоте и вы­разительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках, и описание побега Игоря из плена. Заключительная часть «Слова»; — своеобразный эпилог, в кото­ром рассказывается о возвращении князя Игоря, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается все пове­ствование радостным приветствием не только ему, но и всем князь­ям и дружинам, сражающимся за Русскую землю.




Сюжетно-композиционные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»