Тайна «ночной поэзии» Фета
Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники «Вечерние огни», в них как бы особая, фетовская философия ночи. В «ночной поэзии» Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь — бездна — тени — сон — виденья — тайное, сокровенное — любовь — единство «ночной души » человека с ночной стихией.
Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй
Бездна — воздушная дорога — путь жизни человека.
МАЙСКАЯ НОЧЬ Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа
Царит весны таинственная сила С звездами на челе. — Ты, нежная! Ты счастье мне сулила На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой, А вон оно — как дым За ним! за ним! воздушною дорогой — И в вечность улетим.
Майская
Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть «из времени в вечность», он видит «живой алтарь мироздания». Толстой писал Фету: «Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока».
Ассоциация ночь — бездна — человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету. В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти. Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя.
Фет отдает предпочтение смерти, рисует ее образ как воплощение своеобразной красоты. В целом «ночная поэзия» Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть еще прекрасней.
Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует «дыхание ночи непорочной». Фетовская ночь дает человеку счастье :
Что за ночь! Прозрачный воздух скован; Над землей клубится аромат. О, теперь я счастлив, я взволнован, О, теперь я высказаться рад! …
Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчужден от него. Он надеется и чего-то ждет от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация — ночь — и ожидание и дрожание, трепет:
Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат.
Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор…
У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.
Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны «двойного бытия», родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей. Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений.
Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.
Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал все: душу, зоркость, изощренность слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение. В 1889 году Страхов писал в статье «Юбилей поэзии Фета»: «Он в своем роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…».
Тайна «ночной поэзии» Фета