«Тарас Бульба» — сюжет, герои, проблематика

Повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика

Центральное место в сборнике «Миргород» Н. В. Гоголя за­нимает повесть «Тарас Бульба». Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожс­кая Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра.

Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современнос­ти. «Бей в прошедшем настоящее, — писал

впоследствии Гоголь Языкову, — и тройною силою облечется твое слово». Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нрав­ственную цельность и могучую силу народного духа.

Повесть «Тарас Бульба» привлекает читателей реалистичнос­тью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения — романти­ческий.

Тарас Бульба — главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты

с помыслами его народа.

Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума — Тарас близок к своему «товариществу». Од­нако, создавая типический образ народного героя, писатель под­черкивает его индивидуальность. Тарас Бульба — яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий.

Могучая жизнен­ная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосред­ственность, искренность, добродушие, чувство юмора — все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. «У Гоголя, — писал В. Г. Бе­линский, — Тарас Бульба также исполнен комизма, как и траги­ческого величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе лич­ность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним».

Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стре­мились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Ка­манин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания.

Однако в целом Тарас Бульба — это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.

И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклор­ной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается ис­полнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противо­речивость, душевная двойственность.

Это натура сильная, цель­ная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступле­ния Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный сво­им чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы «товарищества». «Чем не козак был?» — с горе­чью говорит Тарас, смотря на «чудную красоту» казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают обра­зу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. «Нет уз святее товарищества! — говорит Тарас. — Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя лю­бит отец и мать.

Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

Героическими качествами, по мысли писателя, обладают мно­гие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храб­рых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап — достойный преемник своего отца.

Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявля­ет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.

Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Ос­тапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. «Битва под Дубно из­лагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожс­кой Сечи, соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом. Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок!». Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фра­зам, к повторам, к риторическим восклицаниям: «Как же вски­нулись козаки!

Как схватились все! Как закипел куренной ата­ман Кукубенко…»

На протяжении развертывающихся событий Гоголь неодно­кратно превращается в их очевидца, участника, заинтересован­ного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: «Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!». Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!»».

«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.




«Тарас Бульба» — сюжет, герои, проблематика