Тарас Шевченко и европейские литературные направления
В европейском искусстве ХІХ ст. было немало художников, которые походили из высших слоев общества и обрабатывали тему простонародья на манер О. Венецианова, «пейзанскую» манеру которого не воспринимал Шевченко. Такими были дрезденский рисовальщик Людвиг Рихтер, который чарующе изображал немецкую народную жизнь, прежде всего родственную идиллию. График Леон Пети с большой симпатией воссоздавал сцены сельской жизни — разговор бабушек, уважительных сельских судей, брандмейстеров, улочки, дороги, изображенные им.
Со временем эту
В французской живописи лучшим художником села считался Жюль Бретон, известный и своим поэтическим даром. Вдоль 1850-х лет он создал ряд идиллических полотен, которые имеют аналогии с многими словесно-изобразительными фрагментами из шевченковских повестей: «Собирательницы колосков» , «Молебен в поле» , «Установление распятия на кладбище»
В противоположность Жюлю Бретону, вне рамок классической школы сельскую тему в французской живописи полнокровно представили художники, крестьяне за происхождением, Жан Франсуа Милле, Густав Курбе и сын сапожника Теодор Руссо. Типологичное их творчество подобно манере Шевченко. Творчество Жана Франсуа Милле
Охарактеризуем здесь творчество одного из них — нормандца Жана Франсуа Милле — «великого крестьянина», который, как считают французы, не имел предшественников. Родился он в маленьком поселке близ моря и прошел в великое искусство путь, подобный Шевченко. В селе мальчик не видел ни одного художника, однако имел сугубо инстинктивное влечение к живописи: выполняя сельские работы, он на белой стене нарисовал, как свидетельствует легенда, дерево, потом фруктовый сад, со временем крестьянина, который возвращается из церкви.
В 20 лет Милле начал учиться рисованию, в 23 попал в мастерские Поля Делароша — мастера исторической живописи, произведения которого предлагал Шевченко для наследования Брюллов, которое осталось на уровне предложения. В 1844 г. Жан Франсуа выставил свое полотно «Молочница», где сделал попытку согласовать академический канон с собственной манерой. Позднее он целиком отказался от академизма, приняв в конце 40-х годов важное решение — изображать крестьян и их простую суровую жизнь.
Создав обобщенный образ работы, Милле поднял его к философским обобщениям: позы его персонажей, простейшие действия, которые они выполняют, имеют подтекст величавого углубления в вековую мудрость, в глубинные смыслы человеческого бытия. Работа в его понимании тождественна знаниям об истине — так художник рассказывал о благородстве, духовности, высокой морали, чистоте помыслов сельского труженика. Подобным образом изображал своих героев Шевченко.
По его мнению, они, выходцы из украинского села, своей работой или талантом и моральными качествами являются истинными подвижниками, духовными рыцарями.
Кстати, сопоставляя Шевченко-Художника с французским художником, П. Билецкий заметил, что «Милле опережает Шевченко как мастера, но Шевченко опережает Милле как философ», очевидно, имея во внимании и поэтические произведения украинца. Как и украинский, нормандский художник совершенно владел линейным и тонированным рисунком: использовал разную технику — карандаш, перо, пастель, с середины 1850-х лет выполнял офорты и по праву считался одним из лучших художников ХІХ ст.. О его творчестве написаны многочисленные исследования.
В картинах «великого крестьянина» Милле усматривали мотивы эпической поэзии, притчи Библии, силу черт Микеланджело. В частности о картине.»Обед жнецов» Готье откликнулся так: «Некоторые из этих коренастых крестьян чем-то подобны флорентийцам, телосложение, предоставленные им художником, напоминают позы Микеланджеловских статуй, они дышат величием работников, которые живут одной с природой жизнью» Такими же есть и отдельные персонажи поэзии-прозы-живописи Шевченко, который перекликается с Милле концептуальным подходом к общим темам.
Тарас Шевченко и европейские литературные направления