Тарас Шевченко и Кирилло-Мефодиевское братство
Украина XIX столетия. 40-вые года. Именно в настоящее время формируется здесь новая, демократическая интеллигенция, которая отделяется от буржуазно-либеральной и начинает активно участвовать в политической борьбе.
В Киеве в 1846 году создается тайная политическая организация, которая приобретает антикрепостнический характер. Так появляется Кирилло-Мефодиевское общество. В это братство входили Т. Шевченко, М. Гулак, А. Навроцький и прочие.
Они выступали против крепостного права, боролись за его ликвидацию. Но не все члены Кирилло-Мефодиевского
Другая часть, к которой принадлежали П. Кулиш, Н. Костомаров, пропагандировала идеи украинской буржуазии.
Передовая группа этой организации предъявляла такие требования: отмену крепостничества, освобождение всех славянских народов от национального гнета, объединение их в свободную федеративную республику с парламентской властью, равные права всем народностям. Именно кирило-мефодиевцы ставили вопросы о создании украинского государства, которое
Поэтому в братстве заострилась борьба между этими двумя группами, особенно тогда, когда начали обсуждать программу и тактику. Либералы отбрасывали революционную тактику, искали согласия с крепостниками, Шевченко же утверждал, что наш народ сможет освободиться лишь путем борьбы трудящихся против самодержавия и помещиков.
В 1847 году Кирилло-Мефодиевское общество было раскрыто царской властью, а все его члены были арестованы. Их осудили или к тюрьме, или к каторге на разные сроки.
Наиболее жестоко Николай І расправился с Тарасом Шевченко: его отдалили в солдаты, запретив и писать, и рисовать. На допросах поэт все отрицал, но при обысках были найденные его стихи, поэмы, которые разоблачали всех угнетателей, карикатуры на царя и царицу. Палачи сурово расправились с борцом Шевченко, он стал жертвой царского режима.
Влияние творчества Т. Г. Шевченко на развитие украинской литературы, искусства, духовной культуры
Великий украинский писатель, человек с необыкновенной, тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца — это Тарас Шевченко. Его мысли понятные всем угнетенным, всем тем, кто хочет свободной, радостной и счастливой жизни. Почему же поэзия Шевченко имеет не только национальное, но и мировое значение?
Творчество поэта-демократа в большой мере решила дальнейшее развитие украинской литературы, так как не было ни одного известного писателя второй половины XIX — начала XX ст., который бы не ощущал влияния Т. Шевченко.
Максим Рыльский отмечал, что «как пушкинский реализм просвещал путь русской литературе, так реализм Шевченко просвещал путь украинской литературе».
Своим славным сборником «Кобзарь» он начал новую эпоху не только
В истории украинской литературы, а и в духовности. Мысли Шевченко-поэта, борца-революционера всегда обращены к будущему, они вдохновляют новые поколения. Этот человек всегда служил правде и боролся за счастливое будущее
Своего народа. И оружием в этой борьбе поэт сделал слово:
Возвеличу
Малых тех рабов немых!
Я на стороже вокруг них
Поставлю слово.
И действительно, к тому времени процесс становления новой украинской литературы происходил одновременно с процессом развития науки и культуры. А произведения Т. Шевченко являются образцами глубокой народности, критического реализма. В литературе появляются новые герои: крестьяне-протестанты, бунтари, повстанцы, борцы против феодального гнета.
Литература обогатилась новыми жанрами: лиро-эпическая поэма, политическая поэзия, рассказ и повесть…
Он был основоположником критического реализма и в украинском изобразительном искусстве. Его замечательные картины, рисунки, гравюры учили других правдиво и многогранно отбивать современную действительность. Ценность художественных произведений заключается в остром разоблачительном содержании, четкой социальной направленности.
И в своих бессмертных поэзиях, и в живописных полотнах Шевченко пропагандировал светлые идеалы свободы, равенства; призвал народ к борьбе против всех угнетателей, указывал простому люду конкретный путь этой борьбы, тем самым влияя на развитие и литературы, и искусства, и духовной культуры.
Тарас Шевченко и Кирилло-Мефодиевское братство