Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика

План сочинения Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика

I. Вступление

Татьяна Ларина и Наташа Ростова — любимые героини Пушкина и Толстого. В их образах есть как черты сходства, так и различия.

II. Главная часть

1. Общее:

А) происхождение, социальное положение. Обе героини — дворянки, принадлежат к среднему слою дворянского общест­ва и живут примерно в одну эпоху: первую треть XIX века;

Б) у обеих нетипичный характер, обе выделяются в собст­венных семьях своей незаурядностью, хотя и имеют во мно­гом

противоположные характеры.

Татьяна, «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Наташа, живая, импульсивная, общительная, решитель­ная. Но недаром князь Андрей говорит, что Ростовы не по­нимают «ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе».

Характеры героинь во многом складываются стихийно.

Незаурядность Татьяны оценил Онегин, сравнив ее с по­шлой, обыкновенной Ольгой. Нетипичность Наташи отметил Болконский: «Что-то в ней есть свежее, особенное, не петер­бургское, отличающее ее»;

В) и о Татьяне, и о Наташе можно сказать,

что они «рус­ские душою».

— Характер Татьяны сложился в значительной степени под воздействием национальных традиций, преданий, «привычек милой старины» .

То же можно сказать и о Наташе.

— на обеих героинь серьезное воздействие оказала русская природа.

О Татьяне с этой точки зрения см. план «Пейзаж в рома­нах А. С. Пушкина и И. С. Тургенева».

Самые поэтичные страницы «Войны и мира» связаны с картинами природы, или переданными через восприятие На­таши, или неотделимыми от ее образа. Не слу­чайно большую часть жизни Наташа проводит в деревне и в эпилоге романа является не столичной, а сельской житель­ницей.

— влияние европейской культуры не размыло в них под­линно русские черты. Ни круг чтения, ни неумение писать по-русски не мешает Татьяне думать, чувствовать и поступать как русской женщине: она руково­дствуется народными представлениями о нравственности, в частности, когда отказывает Онегину в любви.

Толстой отмечает, что «воспитанная эмигранткой-француженкой» Наташа не могла также не приобщиться к европей­ской культуре. Но писатель подчеркивает, что «русский дух», впитанный Наташей «из того русского воздуха, которым она дышала», вытесняет все иное.

Г) и Татьяна, и Наташа умеют «любить не шутя».

Татьяна полюбила однажды и навсегда. При этом ей важно

Не сделать несчастными своих близких: «Меня с слезами за­клинаний молила мать…». Любя, она думает прежде всего о других, умея забыть о себе. Тем самым она следует православным традициям в люб­ви: «…Я другому отдана, я буду век ему верна».

Для Наташи «сущность ее жизни — любовь: проснулась любовь, и проснулась жизнь». Она может жить только любя. Ее любви хватает на родных, близких и всех людей, нуждаю­щихся в ней. Ее увлечение Анатолем — это «обходной путь», когда Наташу лишают пра­ва любить;

Д) обе героини — цельные натуры, которые не разъедает самоанализ и рефлексия, свойственные героям-мужчинам, в чем они и превосходят последних.

Цельность Татьяны проявляется в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе. Такой она предстает в вось­мой главе, «покойна и вольна» .

Цельность Наташи — в ее естественности и искренности во всех ситуациях.

Е) и Пушкин, и Толстой делают своих героинь внешне не­красивыми. Эта портретная деталь сходства очень существен­на: обоим авторам было важно подчеркнуть душевную красо­ту героинь.

2. Различия:

А) Пушкин одним из первых в русской литературе показал, какое влияние на жизнь человека оказывает круг чтения, в частности, он повлиял на Татьяну, на неверное восприятие ею Онегина ;

Наташа формируется вне книжного влияния, т. к. Толстой вообще скептически относился к рациональному познанию мира и к книжному знанию в частности. Наташа познает мир интуитивно, внерационально, и это, по Толстому, самый вер­ный путь;

Б) различны итоги, к которым авторы приводят своих ге­роинь в финалах романов.

Любовь Татьяны к Онегину трагична, т. к. безнадежна: со­единиться они уже не смогут. И Татьяне остается только ил­люзия, что «счастье было так возможно, так близко». Это не может не вызывать сочувствия к героине.

Не случайно она са­ма называет себя «бедной Таней». Такой финал выражает идею автора о том, что исход взаимоотношений Татьяны и Онегина предопределило полученное ими воспитание.

Наташе Толстой дает именно то счастье, которого она только и желала для себя, счастье семейной жизни в окруже­нии детей. Такой финал выражает идею автора о том, что именно в семье реализуется идеал единения людей, идеал «роевой жизни».

III. Заключение

Создавая образ Наташи Ростовой, Толстой наследовал пушкинскую традицию, в частности, и том, что характер изо­бражается в развитии, но при этом в нем акцентируется неиз­меняемое ядро. В то же время нельзя не заметить и подспуд­ной полемики с пушкинским пониманием путей постижения жизни.




Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика