Татьяна — нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини

Тема. Татьяна — нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни

Цели: совершенствовать умение собирать необходимый материал для характеристики героя; раскрыть основные качества характера главной героини, показать ее нравственное совершенство; развивать умение строить связное высказывание, опираясь на мнение автора и собственное впечатление; воспитывать в духе верности долгу, честности, благородства.

Оборудование: иллюстрации к роману «Евгений Онегин»; эпиграф на доске, цитатный

материал. Пушкину можно было бы назвать роман Именем Татьяны, а не Онегина, ибо, Бесспорно, она — главная героиня.

Ф. М. Достоевский ХОД УРОКА I. Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II.

Проверка домашнего задания Индивидуальный опрос. Чтение наизусть отрывка из романа «Мой дядя самых честных правил…» III. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока — Согласны ли вы с мнением Ф.

М. Достоевского?

— Приведите несколько аргументов «за» или «против». IV. Работа по теме урока Фронтальная проблемная

беседа с использованием материала, подготовленного учащимися дома Вопросы и задания

— расскажите о детстве Татьяны. В какой семье она выросла?

Каким был круг ее чтения? Почему рано ощутила свое одиночество?

— Что происходит в душе Татьяны, когда она встречает Онегина? Почему? — Почему Татьяна решилась написать письмо Онегину? Почему в обращении к Евгению она переходит от «Вы» к «ты» и обратно? — Прочитайте письмо Татьяны к Онегину, постарайтесь передать выразительностью и интонацией ее чувства и переживания.

— Как восприняла Татьяна «строгий разговор» Онегина в саду по поводу ее письма? Что, возможно, она поняла уже тогда? (Возможно, она увидела жестокость, способность Онегина безжалостно отвечать на наивные и искренние чувства.

Может быть, уже тогда рождается та «равнодушная княгиня», которая так поразила Евгения в Петербурге.)

— «И начинает понемногу Моя Татьяна понимать теперь яснее — слава богу — того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной…» — так рассказывает поэт о Татьяне, посетившей «келью модную» Онегина.

Что поняла она в Онегине? В чем состояли ее трагические открытия и на чем они основывались? Произошла ли перемена в самой Татьяне? Перестала ли она любить Онегина? — русский поэт XX в. Евгений Винокуров писал: «Дон Кихот и Татьяна — оба во власти своей высокой Иллюзии: один — добра, другая — любви.

У обоих идеал: один принимает мельницы за великанов, другая — светское ничтожество за идеал.

Но эта иллюзия, по Пушкину, нужна… высокое нужно в жизни». Прав ли Винокуров? — Почему именно после посещения дома Онегина в деревне Татьяна соглашается ехать «в Москву на ярмарку невест»? Что рассказывает поэт в VII главе о думах, переживаниях Татьяны, приехавшей в Москву?

Остается ли она прежней — такой, какой была в деревне? Š Современник Пушкина поэт Катенин считал, что переход от Татьяны — уездной барышни к Татьяне — светской даме слишком неожидан и необъясним. Справедливо ли это мнение? Š Прочитайте письмо Онегина Татьяне, постарайтесь передать в чтении чувства Онегина.

Š Как Татьяна восприняла письмо Онегина?

Š Прочитайте ответный монолог Татьяны. Чем различаются по общему настроению письмо Онегина и монолог Татьяны? Как меняются чувства героев? Š Сопоставьте высказывания В.

Г. Белинского и Ф. М. Достоевского по поводу объяснения Татьяны с Онегиным. Кто, с вашей точки зрения, более прав? Как вы сами можете объяснить мотивы ответа Татьяны?

В. Г. Белинский «В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом,- все: и пламенная страсть и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения… Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования, соблазна; а теперь его приводит к ее ногам жажда скандалезной славы… Во всем так и пробивается страх за свою добродетель…

Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. но пока она в свете, его мнение всегда будет ее идолом.

Ф. М. Достоевский «нет, это та же Таня, та же прежняя, деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает… И вот она твердо говорит Онегину: Но я другому отдана И буду век ему верна. Высказала она именно как русская женщина, в этом ее апофеоз…

Потому ли она отказалась идти за ним, что…

Не способна на смелый шаг, не в силах пожертвовать обаянием почестей, светского своего значения, условиями добродетели? нет, русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит. но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?..

Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он — ее муж.

Измена покроет его позором, стыдом и убьет его. а разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа».

— литературовед В. лакшин пишет: «Из женщин, подобных татьяне, выходили декабристки, отправившиеся за мужьями в Сибирь». Прав ли лакшин в такой оценке Татьяны? (Возможный прототип Татьяны — М.

Волконская.)

— В VIII главе Пушкин сказал о своей музе: «И вот она в саду моем Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах, С французской книгою в руках… » Уездная барышня — это, конечно, Татьяна. Какие черты позволили ей стать музой поэта?

— В. Кюхельбекер отмечал: «Поэт в своей восьмой главе похож сам на татьяну». Действительно, 11 строфа VIII главы подтверждает это мнение.

Ведь не только автор, но и Татьяна может сказать так: «несносно… …вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней ни общих мнений, ни страстей». найдите в тексте VIII главы другие примеры, подтверждающие, что поэт и его героиня одинаково смотрят на жизнь, на своих современников.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия Обращение к теме урока — Что в татьяне является нравственным и эстетическим идеалом Пушкина? — Как вы поняли смысл выражения «цельность героини характера»?

— В чем проявилась близость к народной жизни Татьяны?

VI. Домашнее задание 1) Выучить наизусть «Письмо Татьяны Онегину» , «Письмо Онегина татьяне» . 2) найти в романе лирические отступления, определить их темы и идеи, сделать краткие записи в виде тезисного или цитатного плана.




Татьяна — нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини