«Татьяны милый идеал…»

Две строфы второй главы романа А. С. Пушкина «Евгеций Онегин» посвящены невесте Ленского, Ольге. Портрет ее настолько ясен, что я не буду на нем останавливаться. В этой же главе автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов, посвященных ей, мы чувствуем, что речь пойдет о персонаже замечательном, не менее важном, чем герой, именем которого назван роман:

Ее сестра звалась Татьяна…Впервые именем таким Страницы нежного романа Мы своевольно осветим.

Поэт размышляет о выборе имени героини: имя это звучит простонародно:

… с ним,

я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей.

Когда Пушкин только говорит о героине, перед читателем возникает поэтический образ провинциальной девушки с весьма разнообразными чертами: «Дика, печальна, молчалива… Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Она не играла с подругами сестры, «ей скучен был их звонкий смех И шум их ветреных утех».

Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга. Однако воздействие среды — явление сложное. Мы видим, что Онегин общается с лучшими людьми того времени, а потом приходит и к отрицанию той «большой» среды, в которой живет.

Так и Татьяна

воспринимает семейное окружение и общество поместных дворян как нечто чуждое. Вспомним слова из ее письма к Онегину:

Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает…

На формирование ее характера и взглядов большое влияние оказали сказки няни, родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывали в ней мечтательное воображение, чувствительность, но вместе с тем и высокие моральные принципы.

Рисуя образ Татьяны, Пушкин все больше и больше раскрывает национальное народное влияние на ее характер — это влияние природы, деревни, русского фольклора. Онегин умен, интересен, не похож на других знакомых в скучном, бессодержательном кругу соседей. Татьяна наделена «воображением мятежным… И сердцем пламенным и нежным».

Мечтательность, стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогли вспыхнуть любви к новому знакомому.

Татьяна вновь обращается к книгам, ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, — и воображение ее создает свой образ Онегина…

За первой встречей следует письмо Татьяны. Этот эпизод принадлежит к самым блестящим страницам романа. Простой и поэтический пейзаж начинает сцену письма:

Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит.

Письмо Татьяны проникнуто сильным и искренним чувством. Письмо просто и поэтично, в нем слышатся едва сдерживаемое волнение, трепет, оно полно веры в благородство Онегина. Герой предстает в ореоле, созданном воображением Татьяны. Сцена письма заканчивается, как и начинается, пейзажем:

Но вот уж лунного лучаСиянье гаснет. Там долина, Сквозь пар яснеет. Там потокЗасеребрился, там рожокПастуший будит селянинаВот утро…

Онегин же не чувствует себя способным ответить на любовь, так доверчиво ему открытую. В речи его есть грусть. Ему жаль Татьяну, но жаль и себя:

Мечтам и годам нет возврата, Не обновлю души моей…

Какая-то «преждевременная старость души» присуща этому еще молодому человеку. А Татьяна?

Что было следствием свиданья? Увы, нетрудно угадать! Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души…

Мне грустно и жаль Татьяну, потому что ее образ очень нравится мне. Татьяна продолжала в одиночестве томиться и тосковать, не переставая любить Онегина и думать о нем. Она отважилась даже на посещение усадьбы Онегина. В его библиотеке перебирает она груду книг, находит на страницах пометки — следы внимательного чтения их Онегиным.

Она погружается в чтение книг и задумывается о том, что же собой представляет Евгений. После долгих размышлений она пришла к мысли, что Онегин не тот, какого она создала в своем воображении.

Прошло три года. Татьяна вышла замуж и уехала в Петербург. Татьяна стала княгиней, но есть в ней черты, напоминающие о прежней Татьяне: «Все тихо, просто было в ней…» Да, перед нами прежняя Татьяна, но уже умудренная опытом жизни.

Татьяна на последнем свидании с Онегиным отвергает его не потому, что не любит, а потому, что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам:

Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить…

Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был эгоистом, хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала.




«Татьяны милый идеал…»