Театр Жана Расина
В 1677 была поставлена «Андромаха». Нечто новое открылось французскому театру. Зритель увидел людей в тенетах страстей, не умеющих подавлять их.
Появился новый поэтический талант, которому суждено было затмить Корнеля.
Драматургов разделяло 33 года: Корнелю было 61, Расину — 28. Общество вступило в новую фазу развития, т. к. пришло новое поколение и Корнель померк. Французы отметили разницу в поэтических системах двух драматургов. Лабрюйер: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям.
Расин роднит их с нашими. Тот рисует
Расин родился в Ферте-Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Рано полюбил поэзию. Софокла и Еврипида он знал почти наизусть. Написал пьесу, показал Мольеру, который был директором театра Пале-Рояль, тот заметил дарование.
В 1664 была поставлена первая трагедия Расина — «Фиваида». Через год «Александр». Корнель его заметил, но сказал, что у молодого человека хороший поэтический жанр, но никаких способностей в драматургии, поэтому ему стоить избрать иной жанр. Расин был принят в число 40 официально признанных Академией выдающихся деятелей
С трагедией «Федра» связано печальное событие в жизни драматурга. Группа аристократов решила поиздеваться над ним, места были заранее раскуплены и во время пьесы Прадона места заполнялись зрителями, а когда ставилась «Федра» оставались пустыми. Р. был очень оскорблен.
Решил, что никогда больше не станет писать пьес. Но через 12 лет — «Эсфирь» .
Особенности драматургии. Расин: «Трагедия есть воспроизведение действия завершенного, где совместно действуют многие лица, — действия простого, но не слишком обремененного материей». Рационалистическая ясность, простота, логичность всей сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц, их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий — вот ее желательные качества. В предисловии к трагедии «Федра» Расин подчеркивал воспитательный характер театра.
Необходимо показать порок так, чтобы заставить «понять и возненавидеть его безобразие». Разумность всех основ произведения — его идей, эмоций, изобразительных средств — открывает, по мнению Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам. Высшие авторитеты — древние. Расин — явная попытка избавить лит-ру от идеализации действительности.
Герой Корнеля — совершенный герой, герой Расина — «средний человек», средние его достоинства — добродетель, способная на слабость.
«Федра» . Раскрывает картину нравственного разлада личности. Драматург бросил луч света на бедствие души, на ту страшную катастрофу, которую человек терпит, когда в его сознании рушится гармония между представлением о должном и его субъективным влечением, между желаемым и допустимым. Причем влечение — это чувство, доведенное до экстаза, а долг — не просто долг, а нарушив его, человек распадается как личность, теряет самоуважение.
Основные персонажи
Тесей, царь афинский. Федра, его жена. Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок. Арикия, царевна из афинского царского рода.
Энона, кормилица Федры.
Все персонажи бледнеют перед образом Федры, являющимся центральным в пьесе.
Образ Тесея олицетворяет собой благородство, смешанное с неверностью: этот персонаж также иллюстрирует собой власть любви, которая разрушает все, даже благородство и великодушие.
Главной чертой в образе Ипполита является борьба между гордостью подростка и соблазнами любви, которая для него с самого начала является преступной: так как он уважает своего отца, он уважает его приказы и считает за преступление желание жениться на Арисии. Благородный и гордый, Ипполит, которого любовь ведет к смерти, также несколько виноват в своей несчастной судьбе.
Арисия, как и Ипполит, долго похвалялась тем, что никогда не знала любви. Именно эта редкая гордость и привязывает к ней Ипполита. Несмотря на амбициозность, она остается расиновской девушкой, трогательной и благородной жертвой.
Федра олицетворяет собой страсть. В своей преступной любви к пасынку Федра обвиняет прежде всего свою кровь: мать Пасифаю, породившую Минотавра, и Ариадну, брошенную Тесеем. На протяжении всей пьесы Федра борется со своей любовью; она хочет вернуть себе чистоту души и добивается этого лишь после смерти.
Что касается двух наперсников, Терамена и Евноны, Расин снабдил их здравым смыслом и безграничной преданностью своим хозяевам. В отличие от большинства трагедий XVII века, в которых наперсники не играют большой роли, в «Федре» Расина, именно они, особенно Евнона, ведут действие. Евнона является злым гением Федры, хотя желает только одного: помешать Федре убить себя.
Театр Жана Расина