Тема будущего в лирике В. В. Маяковского

Не высидел дома. Анненский, Тютчев, Фет. Опять, Тоскою к людям ведомый, иду в кинематографы, трактиры, в кафе. В. Маяковский

Мечта о будущем — лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму «Во весь голос».

Поэт, как известно, являлся одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявлял о себе как искусство будущего. В связи с этим Маяковский

писал: «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего». Шел 1914 год. Великая ломка происходила и в социальной жизни общества.

На улицах можно было увидеть много искалеченных войной солдат. Как во все тревожные времена, страна выглядела сурово. Эта обстановка как бы сама подталкивала художников к мысли об иной красоте, красоте некрасоты:

Брошусь на землю, Камня короюВ кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая. Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покроюУмную морду трамвая.

Как видим, в грубых, бесцеремонных словах поэт выражает любовь и нежность. Прямая противоположность

русской классической поэтике. Протест против рутинного искусства «старья», выражавшийся в выступлениях и произведениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни. Поэма «Облако в штанах» — программная вещь Маяковского.

Он говорит в поэме о назначении нового искусства, критикует современных ему поэтов. Игоря Северянина он причислял к «сигарным»:

А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось лицо Северянина.

Страстное стремление к скорейшему коренному изменению в жизни у Маяковского выливалось в беспощадную критику мира «сытых»:

Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир.

Поэт отчаянно рвался в будущее, постоянно торопил свое время. Именно поэтому он был так жизненно активен: «Окна РОСТа», реклама, газета, публичные выступления, редактура «Лефа», заграничные поездки, личная и творческая жизнь.

Есть версия, что Маяковский ради будущего сознательно упрощал свой стих, потому что Россия пришла к революции на семьдесят процентов неграмотная. Поэт в угоду такому населению наступал «на горло собственной песне».

Маяковский был первым социалистическим поэтом первого социалистического общества. Статус поэта в этом обществе еще не был никем с точностью определен. Маяковский в этом плане поработал на будущее.

Он ратовал за отношение к поэзии как к государственному делу: «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс!»

Я слышал, что на Западе имеют хождение примитивные теории относительно творчества Маяковского: поэт протеста, дореволюционный поэт, поэт-конформист. Мне кажется, все это от поверхностного знакомства с творчеством Маяковского. Поэт не был ограничен в своем протесте временными рамками. Он был поэтом протеста и до, и после революции, и при социализме.

Его протест против всего пошлого и рутинного пригодится нашей родине и в будущем.




Тема будущего в лирике В. В. Маяковского